Глава Седьмая. Вторая джхана — Благородное Молчание

МН 111.5: «Далее, монахи, с угасанием думания об объекте медитации и вглядывания в него Сарипутта вошёл во вторую джхану и пребывал в ней. Эта джхана сопровождается внутренней уверенностью и единением ума. В ней нет думания об объекте медитации и вглядывания в него, но есть радость и удовольствие, рождённые из собранности ума».

Радость, возникающая во второй джхане, сильнее и глубже той, что была в первой, вы чувствуете намного большую лёгкость в уме и в теле. Вам может показаться, что вы взлетаете над стулом. По словам некоторых учеников, они ощущали себя настолько лёгкими, что вынужденно открывали глаза: им казалось, что они вот-вот стукнутся о потолок. Это — приподнимающая радость, достигаемая в медитативном состоянии.

Счастье, которое вы здесь испытываете, — это приятное, мирное чувство. В вашем уме и в вашем теле воцаряется тихое счастье. Тонкая лёгкость не позволяет ощущать сколько-нибудь значительную боль.

Ум успокаивается, и это похоже на то, как отключается холодильник. Пока он работал, его фон казался естественным и не мешал, но когда компрессор выключился, это сразу заметно. Вы даже не подозревали, что этот уровень тишины возможен.

Возрастает уверенность. Вы начинаете по-настоящему понимать, что такое медитация. Сомнения относительно того, как практиковать, исчезают. Здесь вы постигаете суть метода 6Р.

В первой джхане ещё присутствуют мысли и работа думающего, исследующего ума: это здоровый наблюдающий ум, который фиксирует опыт.

Истинное благородное молчание начинается, когда вы входите во вторую джхану. Вот что это такое, а не когда мы пишем на бумаге то, что хотим сказать, во время ретрита. Это Благородное Молчание потому, что ваша внутренняя вербализация по большому счёту остановилась.

 

*** Инструкция к медитации

Пожалуйста, отпустите мысленное формулирование пожеланий. Сейчас просто излучайте любящую доброту своему духовному другу. Вызовите чувство, не прибегая к помощи фраз. Если вы будете повторять их во второй джхане, то обнаружите, что это порождает напряжение в голове и уме и причиняет неудобство. Это должно стать для вас сигналом оставить внутреннюю вербализацию типа «Пусть я буду счастлив» и т. д.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *