Сутты о джханах

Анупада Сутта, «Одно за другим по мере возникновения», № 111 в Маджхима Никая, даёт детальные характеристики джхан и описывает весь процесс развития событий в медитации вплоть до достижения Ниббаны. Воспользуемся текстом этой сутты, чтобы объяснить природу джхан, как они возникают «одна за другой» и как ведут к пробуждению.

В сутте сказано:

«И состояния в первой джхане — думание об объекте медитации и вглядывание в него, радость, счастье и единение ума; …»

Вы отпустили препятствие, и возникла радость.

Есть пять разных видов радости. Первый сопровождается ощущением гусиной кожи, бегущих мурашек; такая радость возникает на мгновение, после чего сразу исчезает. Другой вид радости подобен вспышке молнии: это интенсивное чувство вспыхивает на краткий период времени, а затем также увядает. Третий вид похож на то, как если бы вы стояли в воде на берегу океана и волны омывали бы вас; чувство приходит волна за волной. Эти три вида радости могут случиться с каждым в той или иной ситуации, когда складываются соответствующие условия.

Оставшиеся два возникают только через психическое развитие. Четвёртый вид называется возвышающей радостью. Вы чувствуете необычайную лёгкость в уме и в теле. Вы испытываете счастье, и в этом есть некоторое возбуждение. Это и есть радость первой и второй джхан.

Пятый и последний вид называется всепроникающей радостью. Она, кажется, присутствует везде: она искрится во всём и пропитывает весь ваш ум. (Этот вид радости относится также к факторам просветления.) Вы чувствуете это, когда достигаете Ниббаны.

Итак, в первой джхане возникает четвёртый тип радости, которая, стихая, приводит к безмятежности и комфорту в уме и теле. Это чувство является тем, что Будда называл «сукха» — счастье на пали. Ваш ум уже не блуждает в медитации, он не отвлекается полностью. Ещё есть думание и исследование, вы вербализируете свой опыт. Но теперь присутствуют лишь здоровые состояния ума — хотя он и несколько «шумный» в сравнении с теми состояниями, которые придут позже. Нездоровые мысли уже не уносят вас прочь. Здесь нет страстного желания.

Вы чувствуете себя очень мирным и собранным. Палийский термин для этого состояния — «экаггата». Если вы заглянете в словарь, то увидите, что «экагга» означает безмятежность, внутренний покой, тишину ума. Таким образом, это не одноточечное сосредоточение или поглощение ума, а, скорее, его собранность и единение.

Сутта перечисляет, что ещё имеет место в этом состоянии:

«…контакт, чувство, восприятие, воление и ум…»

Пять совокупностей — тело, чувство, восприятие, формации (воление) и сознание — также присутствуют в этой джхане. Это означает, что все Опоры Осознанности всё ещё здесь и доступны наблюдению. Всё это составляет то, что называется «я», и вы можете видеть все совокупности без завесы страстного желания. «Взор лишь слегка запорошен».

Далее говорится:

«…рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание — эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли».

О чём здесь идёт речь? Речь здесь идёт о непостоянстве. Вы начинаете видеть непостоянство, когда пребываете в джхане; вы видите, как эти явления возникают и исчезают одно за другим по мере наблюдения. Факторы, перечисленные в сутте, не обязательно следуют в указанном порядке: они появляются, когда появляются. Это первые начальные прозрения, или понимания («випассана» на пали), которые к вам приходят.

«И он понял: «Воистину, этих состояний не было и они возникли. Побыв, они исчезли»».

Некоторые медитаторы пытаются применить 6Р к этим возникающим радости и счастью, опасаясь привязаться к ним. Они считают, что лучше подавить, устранить их. Это ошибка.

Не делайте этого — нужно позволить чувству счастья быть, с полным принятием, при этом всё ещё возвращаясь к духовному другу и продолжая медитацию. Эта радость является плодом практики, это здоровое явление. Просто позвольте ей быть. Этого достаточно. Радость — это хорошо. Быть счастливым — прекрасно! Это своего рода новая идея — позволить счастью быть, не прогонять его прочь. И более того — развивать и взращивать его, что составляет последний элемент Правильного Усилия.

Если у вас появляются избыточные мысли и вы начинаете думать о том, что только что произошло (о том, что возникла радость), вы можете применить 6Р к этим мыслям и отпустить их, поскольку вы начали принимать радость личностно и привязываться к ней. Здесь уже возникает страстное желание, которое удерживает нас в колесе Сансары — в круговороте страдания. Как бы то ни было, никогда не пытайтесь оттолкнуть эту радость — просто применяйте 6Р к мыслям о ней; позвольте ей быть, но не вовлекайтесь в неё. Это здоровое состояние, а здоровые состояния — именно то, к чему мы идём.

Будда говорил, что часть Правильного Усилия — замечать нездоровые состояния и взращивать здоровые. Он не учил заменять здоровое состояние «ещё более здоровым». Здоровое значит здоровое. Просто позвольте ему быть. Этого достаточно.

Постепенно это счастливое чувство начнёт стихать. Или, возможно, появится ещё не раз в течение нескольких дней — оно будет иметь место ровно столько, сколько оно будет иметь место.

У одного человека по щекам текли слёзы, и все думали, что он огорчён. Но это были слёзы радости, и наставник сказал ему запастись платком и позволить этим слезам течь. Не нужно пытаться их остановить. Они прекратятся сами.

Через какое-то время это счастливое чувство покинет вас и вновь появятся препятствия. Скорее всего, вы начнёте думать что-то вроде: «О, если бы только я мог испытать это снова!» Это — страстное желание, и к нему нужно применить 6Р.

Часто на этой стадии, если вы перестаёте следовать инструкциям наставника по применению 6Р, вы начинаете пытаться вернуть это состояние. Но вы не можете это сделать.

И вот вы терпите сокрушительную неудачу, а на следующий день погружаетесь во фрустрацию из-за своей неспособности получить желаемый опыт. Некоторые медитаторы всё же в итоге сами находят нужный алгоритм действий: они просто возвращаются к предыдущим инструкциям и продолжают практиковать так, как практиковали раньше. В результате они тратят день, но это нормально. Нам всем приходится учиться. Итак, желание получить что-либо лишь создаёт в нашем уме фрустрацию. Нужно применять к нему 6Р.

 

*** Инструкция к медитации

На ретрите учитель в этот момент даст вам новые наставления. Если вы руководствуетесь данной книгой для самостоятельного обучения, пожалуйста, обратите внимание на следующие указания.

После возникновения вышеописанного чувства радости вы можете оставить вербализацию пожелания своему духовному другу — «Будь счастлив», «Пребывай в мире» и т. д. Просто чувствуйте это пожелание счастья, но не формулируйте его мысленно. Нет никакой дальнейшей необходимости во фразах, поскольку они могут породить напряжение и сжатие в голове, — а мы точно не должны создавать дополнительного сжатия.

Это — признак прогресса в вашей медитации. Мысли стихают, и вы начинаете испытывать умиротворяющее присутствие второй джханы. Больше об этом вы узнаете в следующей главе.

До тех пор пока вы не достигнете четвёртой джханы, учитель не будет говорить вам, в какой джхане вы пребываете. На данном же этапе вы обретёте уверенный навык в технике и в том, как применять к отвлечениям 6Р. Вы понимаете, что то, через что вы проходите, — это просто уровни понимания и безмятежности. С развитием практики вы начнёте укрепляться в невозмутимости и вопрос о том, на какой вы сейчас стадии, уже не будет вас так сильно занимать. Именно тогда учитель и скажет, что вы стали «продвинутым» медитатором, и поздравит вас с прогрессом — хотя ещё будет куда идти дальше.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *