Глава Шестая. Первая джхана — Радость

Когда ваше внимание остаётся с чувством любящей доброты и с духовным другом в течение примерно трёх—пяти минут непрерывно, начинает возникать радость. Поздравляем: вы прибыли к первой джхане безмятежного бодрствования!

Как мы попадаем в джхану? Сначала возникает отвлечение, питаемое одним или несколькими препятствиями. Что бы это ни было — жадность, ненависть или неугомонность ума, — по мере того как вы отпускаете это, расслабляетесь и возвращаетесь к объекту медитации, помехи начинают слабеть. Возникающее препятствие не нужно воспринимать как врага, с которым следует сражаться. Скорее это друг, которого вы пригласили, позволив ему показать, где кроются ваши цепляния.

Каждый раз, когда вы применяете к препятствию метод 6Р, оно становится слабее. Почему? Потому что вы отпустили страстное желание, которое порождает отвлечение. В конце концов, после очередного цикла 6Р препятствие полностью исчезает. У него просто иссякает энергия. Вследствие этого отпускания и появляющегося в результате облегчения возникает первая джхана и ум входит в чистое состояние. Когда препятствие лишается энергии, вы испытываете настоящее облегчение. И сразу после этого вас охватывает радость — возвышенное, счастливое чувство. Вы чувствуете свет и необычайную лёгкость в вашем уме и теле. Это очень приятно!

Препятствия постоянно спутывают нашу осознанность и снижают энергию. Они делают нас напряжёнными и хмурыми. А здесь вы находите источник подлинного счастья. Это похоже на то, как если бы вы всю жизнь пребывали в тяжёлом болезненном состоянии, а кто-то мгновенно взял и отключил его.

Вы чувствуете радость (пити) в голове, в груди, во всём теле. Она может ощущаться как наполненность теплом или светом. Это чувство также может быть похоже на нечто вроде пузырьков, возникающих внутри. Иногда оно бывает тонким, а порой это мощные волны радости. Может возникать своего рода умственная или визуальная активность, и вы даже увидите огни перед закрытыми глазами. Всё это постепенно успокоится через несколько часов или спустя день. Состояние ума будет заряженным энергией и радостным, и, определённо, это будет приятно. В этот период не возникает препятствий. Это большое облегчение. Сразу после того, как радость стихает, ум становится очень спокойным и расслабленным; это называется счастьем, сукха. Ум остаётся на объекте почти без усилий. Подобного рода счастье и ясность вы никогда не испытывали прежде.

Что такое радость? Возбуждение и счастливое чувство — это природа радости на этой начальной стадии. Человек, умирающий от жажды в пустыне, вдруг видит бассейн прохладной воды в отдалении и приходит в оживление и восторг. Это — то самое чувство. В момент, когда открывается спасение, путника охватывает радость. Вот что возникает в первой джхане.

Радость сменяется ощущением покоя и расслабления. Вы всё ещё в первой джхане, но чувство изменилось. Вы заметите это. И вот вы сидите улыбающийся и сияющий. Джхана будет длиться какое-то время, пока не появится новое препятствие, с которым вам придётся иметь дело.

Иногда эта радость не столь сильна и медитаторы не уверены, что они чего-то достигли, и даже не упоминают об этом. На ретрите в ходе ежедневных собеседований учитель будет спрашивать о том, что с вами происходит. Он задаст вопрос: «Чувствовали ли вы радость?» Другим признаком джханы для учителя могут стать ваши слова, что вы остаётесь с объектом медитации дольше.

Коснёмся вкратце следующих трёх джхан, чтобы получить общее представление о том, как развивается практика.

Далее в медитации ваша радость начнёт углубляться, сопровождаясь ощущением уверенности. Теперь это более тихое и глубокое чувство, а ум и тело очень лёгкие, почти парящие. Затем, когда и эта радость стихает, ум и тело становятся совершенно безмятежными, они пребывают в удобстве и умиротворении. Это — вторая джхана.

Когда вышеупомянутый путник добирается до водоёма и прыгает в него, убеждаясь, что температура воды идеальна, всё его существо как бы растворяется с тихим вздохом облегчения — он испытывает блаженство и удовлетворённость. Таково чувство счастья и возрастающее состояние умственного равновесия, которые наблюдаются в третьей джхане.

Это счастье тоже стихнет, оставив за собой чистое равновесие в уме, известное как невозмутимость (упеккха), которое достигнет своей кульминации в спокойствии четвёртой джханы.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *