6Р: руководство к практике

*** Инструкция к медитации

Начинающий в течение нескольких дней или недель взращивает любящую доброту к себе и к так называемому духовному другу, помогая себе фразами: «Да буду я счастлив», «Да пребуду я в мире», «Как счастлив я сам, так же желаю и тебе быть счастливым».

Для этого нужно вспомнить какой-либо счастливый момент в своей жизни и вызвать сопровождавшее его чувство, излучая его сначала самому себе. Десять минут из тридцати вы посылаете любящие и добрые мысли себе, а оставшееся время, по меньшей мере двадцать минут, адресуете их духовному другу — им должен быть человек, к которому вы испытываете искреннюю симпатию и уважение (подробные инструкции см. в «Руководстве к Медитации Безмятежной Мудрости»).

Затем вы помещаете образ духовного друга в своё сердце и окружаете его этим лучащимся чувством, оставаясь в этом ощущении как можно дольше.

Это медитация на чувстве — вы взращиваете чувство любящей доброты, или метты. Кроме того, это медитация улыбки. Когда вы сидите, приподнимите уголки губ и почувствуйте эту улыбку в своём сердце и в своём уме. Улыбка поможет создать состояние счастья, а когда она исчезает — это первый звоночек, что иссякает и чувство. Тогда просто вызовите его снова с помощью фраз-пожеланий и сохраняйте улыбку в течение всей медитационной сессии. Результаты многих исследований подтверждают тот факт, что, даже если вы не очень-то хотите сейчас улыбаться, улыбка запускает в мозге процессы, благодаря которым вы почувствуете себя лучше.

Поначалу, возможно, вы сможете оставаться с объектом медитации лишь пять секунд или около того, а затем внимание уйдёт — вы потеряетесь в мыслях либо отвлечётесь на звук или на ощущение в теле. Но постепенно препятствия будут утихать, а внимание и бодрствование будут сохраняться дольше, скажем до тридцати секунд. Практика начнёт улучшаться.

Процесс, называемый 6Р, основанный на фокусировании внимания должным образом, представляет собой практику Правильного Усилия из Восьмеричного Пути, или, как Бханте Вималарамси любит это называть, Гармоничную Практику. Он позволяет отпускать возникающие препятствия.

Когда ум начинает блуждать, вы немедленно:

(1) Распознаёте, что отвлеклись на ту или иную мысль. Осознав, что вы уже не со своим духовным другом, просто остановитесь прямо на этом месте. Это подобно тому, как если бы вы вели машину и перед вами на дорогу выскочила собака: вы распознали, что она появилась перед вами.

Затем вы (2) Разжимаете хватку внимания на этой мысли и тем самым перестаёте её питать. Вы просто перестаёте уделять этой мысли внимание и позволяете ей жить своей жизнью — быть там, где она есть, не задерживаясь на ней. Это существенно отличается от того, что медитирующий делает в Випассане: мысленно «отмечает» это отвлечение до тех пор, пока оно не уходит. В нашем примере с собакой вы снимаете ногу с газа — отпускаете педаль.

Вы (3) Расслабляете любое напряжение и ощущение сжатия, которое осталось от этой мысли. Именно по напряжённости-сжатию мы и распознаём в нашем уме и теле страстное желание. Оно-то и уводит ваше внимание к отвлечению. Все мысли содержат в себе определённое количество напряжения и сжатия. И вот в результате мы думаем, думаем, думаем… Процесс продуцирования страстного желания держит ум в активном состоянии, где он перескакивает от одного явления к другому. Когда же вы расслабляете это сжатие, вы заметите, что ум становится очень чистым, ясным и бодрствующим, свободным от каких-либо отвлекающих мыслей. В нашем примере с автомобилем мы позволяем ему остановиться естественным образом, без какого-либо дополнительного вмешательства с нашей стороны. Это и есть расслабление.

К этому времени ум отпустил напряжение страстного желания и стал чистым. Почему он чист? Потому что в нём не осталось сжатия. Именно так вы очищаете свой ум и начинаете видеть изменения в своей личности.

Допустим, в вашем уме возникает страх или тоска. Вы распознаёте это и позволяете этому чувству быть, не пытаясь его прогнать. Далее вы расслабляете сжатие в своём уме. Ум становится чистым и ясным. Каждый раз, когда вы расслабляете это сжатие, вы очищаете свой ум, пока, наконец, эти негативные состояния не теряют всю свою энергию и более не возникают. Таким образом вы очищаете ум от старой эмоциональной привычки, которая в прошлом причиняла вам много страданий.

Затем вы возобновляете (4) Радость-улыбку: слегка улыбнитесь губами и глазами, улыбнитесь в сердце и в уме. Улыбка — это важная часть практики. Она помогает хранить ум лёгким и позволяет вам не становиться слишком серьёзными, напряжёнными и жёсткими. Вы используете улыбку как инструмент, позволяющий вызвать здоровое чувство, заменив им те мысли, которые увели ваше внимание от объекта медитации. В примере с автомобилем, напомню, вы остановились и расслабились. А теперь опять поставьте ногу на газ — вернитесь к радости-улыбке!

Затем вы (5) Разворачиваете ум к своему объекту медитации и производите (6) Рестарт, продолжая посылать любящую доброту себе и духовному другу. Каждое вновь возникающее на дороге препятствие обрабатывается точно так же. Просто продолжайте ехать к месту назначения.

Постепенно вы будете всё более опытным в этой процедуре, и она начнёт протекать автоматически. Прокручивание 6Р становится непрерывным процессом, единым движением.

Две самые важные части процесса в 6Р, после того как вы распознали отвлечение, — это, во-первых, отпустить, притормозить процесс думания о предмете отвлечения. Просто остановите то, что делает ваш ум. Не принуждайте его встать, а лишь не уделяйте больше этому внимания. Позвольте мыслям угаснуть. И во-вторых, нужно расслабить все последующие движения, которые продолжают толкать вас к думанию об этом объекте снова. Это страстное желание думать захватывает ваше внимание. Отпустите его и расслабьте напряжение и сжатие. Затем вернитесь с улыбающимся умом к своему объекту медитации.

6R

В сравнении с большинством других методов практики метты развитие любящей доброты с духовным другом выглядит довольно необычно. Почему мы не начинаем сразу же посылать это чувство всем существам? Почему лишь одному человеку?

Дело в том, что в самом начале этой практики излучение метты всем существам слишком рассеивает наш ум. Пребывание лишь с одним духовным другом помогает нам развить собранность. Изучение метода 6Р и совершенствование его с одним человеком в качестве объекта медитации позволяет без труда продвинуться к более высоким стадиям практики. Когда чувство любящей доброты становится сильным и устойчивым, вы можете начать посылать его всем существам во все стороны. В суттах это называется распространением чувства метты в шести направлениях.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *