Предупреждение относительно сосредоточения с поглощением

В заключение хотелось бы добавить несколько слов о медитации сосредоточения: одноточечное сосредоточение может быть опасным. Да, это правда. Рут Денистон, известный учитель медитации из Калифорнии, участвовала в Дзэн-ретрите, когда только начала изучать медитацию как путь к просветлению. Выполняя медитацию сосредоточения на дыхании, она пережила психическое расстройство и попала в больницу. В результате она отказалась от этого метода и начала практиковать в более уравновешенном стиле — с осознаванием, танцем и движениями, которые разработала сама.

И таких примеров не счесть — просто поищите в Сети «опасность медитации сосредоточения», и вы найдёте достаточно информации на эту тему.

Мало кто знает, что, пройдя через этот негативный опыт, Рут работала в своём центре в Джошуа-Три в Калифорнии (Випассана-центр Дхамма Дена) с людьми, которые потеряли связь с реальностью из-за практики поглощения или чистого прозрения. Контакт с телом у них был в той или иной степени нарушен. В её центре такие люди работали на земле, высекали статуи из камня и пытались вернуть связь с телом другими способами. Все они пришли из традиций, использующих медитацию сосредоточения в качестве практики. Я был на нескольких ретритах по методу TWIM в этом центре и слышал, как Рут рассказывала об этом, и даже познакомился с одним таким человеком.

Многие, особенно в Випассане, сейчас говорят о стадии медитации, которую называют «Тёмной Ночью Души». Для меня это совершенно новый термин, но он просто обозначает высокие ступени медитации, где возникает «знание страха» среди других состояний.

Это стандартные уровни знания, и я проходил через них, и мне говорили просто перетерпеть это. Учителя никогда не именовали это состояние подобным образом, но я хорошо знаю, что это такое. Это — страх смерти, потому что вы видите, что никакого «я» нет, однако у вас ещё нет уравновешенности, и ум, охваченный страстным желанием, проецирует это в форме великого страха в силу личностного восприятия.

В медитации TWIM мы не встречаем подобных состояний, если вы применяете 6Р — отпускаете и расслабляетесь, — точно так же, как и в случае с другими препятствиями. TWIM — это отпускание ума, охваченного страстным желанием, и тем самым путь к достижению всё более и более уравновешенных и счастливых состояний.

Умственные расстройства нечасты, но они могут случиться, если медитатор старается сверх меры, если он слишком стремится сокрушить препятствия с помощью ментальной энергии, а не путём расслабления в них и позволения им быть. Наставники медитации, основанной на джханах сосредоточения, указывают на сутты для подтверждения того, что рекомендуемые ими действия правильны; но, опять же, они забывают о сутте № 26, «Благородный поиск», в которой говорится, что Будда отказался от методов, связанных с сосредоточением.

Сутты совсем не поддерживают джханы сосредоточения с поглощением или метод чистого прозрения. В них говорится, что ваша медитация проходит через джханы и после сферы ни-восприятия-ни-невосприятия вы продолжаете медитировать до того момента, который иногда называют девятой джханой. Это — полное прекращение движений ума.

Постепенно, начиная с первой джханы и до сферы ни-восприятия-ни-невосприятия, движения ума всё больше замедляются. Различают восемь ступеней, или уровней, и есть точка, в которой ум перестаёт двигаться совсем.

В этом процессе вы идёте не выше и выше, развивая свои способности в медитации, но — «ниже и медленнее», пока, наконец, всё просто не останавливается.

Здесь нет какого-то чёткого пошагового развития; эта медитация течёт естественным образом, и прозрения возникают вплоть до того, как ум останавливается и входит в Прекращение.

Основа и объект для Медитации Прозрения в Безмятежной Мудрости — Метта и Четыре Брахмавихары в полном соответствии с их описанием в суттах. В TWIM есть также и дополнительные методы, такие как «преодоление барьеров» и излучение метты духовному другу, которые оказываются очень полезными на начальных стадиях. Когда практика развивается до определённого уровня, метта, как и сказано в суттах, в части метода Брахмавихар, распространяется по направлениям. Если же в TWIM мы используем в качестве объекта медитации дыхание, мы движемся точно по тексту сутт, без предварительных практик.

Элемент, который не входит в TWIM-вариант метта-практики, но используется большинством других учителей, — это повторение одних и тех же четырёх фраз снова и снова. Это традиционный путь развития медитации метты. В методе TWIM вы вызываете искреннее пожелание любящей доброты и помещаете это чувство в своё сердце. Вы окружаете своего духовного друга (ваш объект медитации) этим чувством и накрываете, заливаете его или её этим чувством.

В большинстве случаев практика метты — это своего рода интеллектуальное упражнение, а не медитация на чувстве. Проговаривание одних и тех же фраз превращается в мантру или одноточечное сосредоточение. В TWIM же, вместо однообразных повторений, пожелание счастья служит лишь напоминанием, позволяя оживлять чувство любящей доброты. Позже, по мере углубления практики, вы совершенно отбрасываете эти фразы. В результате вы получаете не сухой интеллектуальный опыт, а тренировку в чувстве, которое возвышает ум и помогает вам стать счастливым.

Постоянное повторение фраз не оставляет места для развития чувства — вы должны искренне желать счастья своему духовному другу, чтобы любящая доброта могла прорасти. Вместо повторения пожеланий Бханте советует вызывать улыбку, чтобы напомнить себе об искомом чувстве, — улыбку в вашем сердце, в вашем уме и на ваших губах.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *