Прозрение через сосредоточение (vs. Чистое Прозрение)

Совершенно верно: джханы поглощения очень интенсивны и вы можете привязаться к ним. Они полностью выталкивают препятствия на короткий период, и вы выходите из джханического состояния, испытывая великую благодать и счастье. Но всё это не длится долго. Более того, данный опыт ничему вас не учит. Это подобно принятию наркотика: через некоторое время его действие заканчивается и всё прекращается. Может возникнуть своего рода зависимость, стремление сбежать от жизни в это царство благодати хотя бы ненадолго.

В одной из разновидностей практики сосредоточения с поглощением вас тоже обучают джханам поглощения, но затем, когда вы выходите из этого сосредоточенного состояния, вам следует использовать образовавшуюся «мощную осознанность» для наблюдения явлений, которые возникают и проходят в настоящем моменте. Вы должны наблюдать за опорами осознанности, а также созерцать три характеристики, свойственные им: непостоянство, страдание и не-личностность. Учителя этого метода заявляют, что, когда вы видите всё это с мощным бодрствованием, якобы свойственным опыту джханы поглощения, вы достигаете сильных прозрений и в итоге испытываете Ниббану. Они приводят сутты для подтверждения своей практики, но понимают их ошибочно.

Сутты объясняют, какие факторы составляют джханы. Они действительно говорят об их непостоянстве и неличностной природе и о том, как, наблюдая эти факторы ума, вы достигнете прозрения, — но не через подавление страстного желания и препятствий силой сосредоточения с поглощением. Это происходит, если мы позволяем препятствиям возникать и мягко отпускаем их или следим за ними и они естественным образом сходят на нет.

Все эти практики концентрации вытекают из «Висуддхимагги». Повторимся: в ней говорится, что после того, как вы достигаете джханы, вы выходите из неё и начинаете наблюдать со всей достигнутой мощью сосредоточения. Вы используете осознанность, чтобы яснее видеть умственные процессы. В этом случае, видя, как они работают, вы понимаете их природу, их непостоянство, страдание и не-личностность (аничча, дуккха, анатта). «Висуддхимагга» подчёркивает, что это прозрение столь глубоко, что вы достигаете Ниббаны.

Некоторые заявляют, что именно об этом сказано в суттах, когда речь идёт о наблюдении факторов и характеристик джхан. Они используют сутты в качестве аргумента для этой техники, хотя на самом деле там имелось в виду другое.

В Анупада Сутте говорится, что медитатор наблюдает множество факторов по мере того, как они проходят через джханы. Но медитатор при этом УЖЕ находится в джхане, наблюдая эти факторы, и ему не нужно выходить из неё, чтобы наблюдать всё это. Фактически, как только джхана исчезает, исчезают и соответствующие ей джхановые факторы. Они не существуют вне джханы. Вы не можете наблюдать их позже.

Мощное счастливое состояние джханы сосредоточения, из которого только что вышел ум, подавило всё страстное желание, которое в первую очередь порождает страдание. Что такое это страстное желание, которое было подавлено? Это были препятствия. Какова цель медитации? Устранить препятствия и очистить ум. Если мы выталкиваем страстные желания в нашей практике, как мы можем надеяться понять их и их коренную причину?

Практикующий Прозрение через сосредоточение (с использованием джхан поглощения) увидит возникающие и исчезающие совокупности. Он может даже постичь некоторое непостоянство, страдание и не-личностность, но он не увидит звеньев Зависимого Возникновения сколько-нибудь глубоко.

Большая часть людей, читая сутты, знают только о практике сосредоточения с поглощением. Они не имеют понятия о джханах безмятежного бодрствования. Когда Сарипутта говорит, например в Анупада Сутте, что практикующий осознаёт факторы первой джханы один за другим по мере их возникновения, это происходит потому, что он в это время находится в первой джхане, описывая эти факторы по мере того, как они имеют место.

До сих пор я не встречал заявлений от кого бы то ни было, кто достиг бы пробуждения, практикуя метод, в котором мы входим в джхану поглощения, а затем выходим из неё и наблюдаем умственные факторы. Многие описывают эту практику, но никто, кажется, не заявляет, что есть медитаторы, которые оказались в ней успешны.

В конце концов, наблюдая ум, вы придёте к некоторому пониманию, но не сможете погрузиться достаточно глубоко, чтобы увидеть звенья Зависимого Возникновения, и определённо вы не достигнете прозрения через анализирование или думание о том, что вы наблюдаете.

Глубокое прозрение — за пределами мысли. Здесь не остаётся страстного желания, которое могло бы исказить ваше видение, а между тем медитация сосредоточения всегда несёт в себе страстное желание. Если же вы смотрите прямо в ум с мощной ясностью джханы бодрствования, используя шаг расслабления, чтобы идти в него глубже и глубже, это приведёт вас к Ниббане.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *