Сравнение Джхан Безмятежного Бодрствования и Джхан Сосредоточения

Пребывая в джханах безмятежного бодрствования, мы продолжаем воспринимать звуки и, если учитель позовёт нас, мы это услышим и сможем ответить сразу же. Кто-нибудь похлопает нас по плечу и скажет нам что-то — мы почувствуем это и решим, отреагировать или нет. В то же время, если раздаётся громкий звук, например шум работающего двигателя с улицы, умственное равновесие остаётся неколебимым: мы слышим этот звук, но не уделяем ему внимания и наше сознание остаётся незатронутым им. Ум использует шаг расслабления, чтобы наблюдать, принимать и отпускать препятствие, которое оттаскивает наше внимание от объекта медитации.

Когда вы переходите к высоким джханам бодрствования, вы действительно испытываете нечто вроде исчезновения тела, потому что в нематериальных (арупа) джханах, где ум работает на более тонких уровнях, телесные ощущения отступают далеко на задний план. Лишь когда происходит контакт, вы замечаете внешний мир. Слово «контакт» здесь означает нечто неожиданное, наподобие оклика учителя или телефонного звонка.

Некоторые учителя советуют держаться подальше от джхан (сосредоточения), поскольку можно слишком привязаться к ним или даже впасть в зависимость от них. Фактически это может иметь место в случае джхан поглощения, одноточечного сосредоточения, в силу их чрезвычайной интенсивности. Вы можете оказаться заворожены ими, потому что их сопровождает живейшее ощущение наполненности счастьем, и есть вероятность, что на этом вы свой путь и закончите.

Я читал отчёты на сайтах, где люди обсуждали свой опыт джхан поглощения, думая, что достигли просветления. Они говорили о том, сколько благодати и счастья испытывают, а между тем они достигли лишь первой джханы и впереди у них ещё очень долгий путь.

Но как Будда мог дать вам практику, на которой расставлены ловушки? И разве не естественно для ученика желать двигаться дальше, чтобы посмотреть, что там, за поворотом?

Основываясь на текстах сутт, можно с уверенностью сказать, что Будда не давал нам джханы поглощения. Он отверг их ещё до того, как стал Буддой, в первой части своего путешествия (см. сутту МН 36). С джханами бодрствования проблем привязанности не возникает. Это было бы так же нелепо, как если бы вы застряли в третьем классе школы и отказались переходить в четвёртый, потому что не хотите больше учиться ничему новому.

С джханами бодрствования мы всегда ищем продвижения, стремимся дальше и дальше, чтобы посмотреть, что там. В суттах много раз повторяется, что, испытывая то или иное состояние джхан, медитатор всегда знает, что это ещё не конечный опыт, что ещё есть куда идти. И практикующий продолжает свой путь. Развитие не останавливается.

В МН 105, Сунаккхатта Сутте («К Сунаккхатте»), говорится, что медитатор по достижении сферы отсутствия всего смотрит далее, в сферу ни-восприятия-ни-невосприятия. Он ничего не хочет от предыдущего состояния и, по сути, даже расценивает его как нечто отталкивающее:

МН 105: «14. Далее, Сунаккхатта, бывает так, что какой-либо человек стремится к сфере ни-восприятия-ни-невосприятия. Когда человек стремится к сфере ни-восприятия-ни-невосприятия, его разговоры касаются только того, что его интересует, его мысли тоже заняты только этим, связан он с такими же людьми и во всём этом он находит удовлетворение. Но когда речь заходит о сфере отсутствия всего, он не слушает, не уделяет внимания, не направляет свой ум на понимание. Он не связывается с такого рода людьми и не находит во всём этом удовлетворения.

15. Представь, что человека, который съел какую-либо восхитительную пищу, вырвало бы. Как ты думаешь, было бы у него хоть малейшее желание вновь отведать эту еду?»

«Нет, Господин. Потому что он посчитал бы эту еду отвратительной».

«Точно так же, когда человек стремится к сфере ни-восприятия-ни-невосприятия, то его вытошнило оковами сферы отсутствия всего. Именно такого человека следует отнести к тем, кто свободен от оков сферы отсутствия всего и стремится к сфере ни-восприятия-ни-невосприятия»».

Опыт, который вы переживаете, практикуя джханы бодрствования, вряд ли повторится дважды в неизменном виде. Это лишь стадии в продвижении. Так, получая некое прозрение, вы можете испытать определённую радость. Но не стоит ожидать её снова. Вы обрели понимание, и в этом прозрении больше нечему учиться. Всё, оно «записано».

С шагом расслабления продвижение набирает невероятную скорость. В Сатипаттхана Сутте Будда говорит, что пробуждение может произойти в течение одной жизни, в течение семи лет, шести лет, пяти лет… или даже в течение семи дней. Когда вы точно следуете указаниям, ваш прогресс в практике может быть очень быстрым.

На обычном TWIM-ретрите, который длится 10-14 дней, большая часть учеников достигает четвёртой джханы, а многие из них входят и в более высокие состояния — сферы, или джханы, бесформенного (арупа). Некоторые же могут быть настолько успешными, что испытывают первый опыт необусловленного. Это происходит не в каждый ретрит, но бывает, что люди оказываются готовы к этому. Они понимают указания и следуют им в совершенстве, и в результате их ретрит оказывается во всех смыслах плодотворным!

Мы отпускаем напряжение и сжатие, заключённые в препятствии, и оно постепенно исчезает. Когда это происходит, вы испытываете радость. Впервые вы оказываетесь свободны от страстного желания — до того момента, пока не возникнет другое препятствие.

Этот опыт — основа для первой джханы безмятежного бодрствования: наполненного энергией, уравновешенного, возвышенно глубокого состояния, из которого человек может ясно видеть неличностные процессы в уме. Отсюда вы начинаете прозревать двенадцать звеньев Зависимого Возникновения, а в должное время отпускание всего обусловленного приведёт к необусловленному состоянию!

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *