Джханы поглощения

Поглощение достигается через мощное сосредоточение на одном объекте при игнорировании или выталкивании любых возникающих отвлечений, уводящих внимание. Джхана одноточечного сосредоточения — это йогическое состояние, в котором человек достигает такого уровня поглощённости, что перестаёт воспринимать внешний мир. Вы не слышите и не чувствуете ничего — вы осознаёте лишь то, что происходит в уме. Состояния поглощения глубоки, и чтобы достичь их, требуются годы практики и дисциплины.

Медитатору постоянно напоминают о необходимости возвращать ум обратно к объекту, если тот отклоняется. Иногда вы его тянете назад, иногда его приходится дёргать и оттаскивать с силой. В этом нет отпускания, здесь имеет место принуждение: мы заставляем ум вернуться и держаться на объекте.

Состояние, появляющееся на подходе к джханам поглощения, как объясняет «Висуддхимагга», называется упачара, или сосредоточение доступа; вы всё ещё бодрствуете и не поглощены полностью (помните, что в суттах этот термин и сама эта идея вообще отсутствуют!).

В этом состоянии в вашем уме не возникает препятствий. Даже если вы пытаетесь вызвать что-либо подобное гневу или вожделению, оно не будет появляться или быстро исчезнет и ум останется чистым. Ваш ум не блуждает, отбрасывая любые отвлечения, уводящие его от объекта медитации. Благодаря длительной практике отталкивания помех ум в итоге приобретает автоматическую привычку возвращаться к своему объекту.

По мере прогресса в практике вы входите в состояние полного поглощения, или сосредоточения аппара, в котором осознавание внешнего мира полностью исчезает. Так вы достигаете первой джханы поглощения. Затем вы проходите через все восемь джхан, используя силу глубокой концентрации для подавления любых возникающих препятствий. Это действительно работает — вы испытываете состояния сосредоточения, схожие по своим характеристикам с джханами безмятежности (TWIM). И тем не менее они не те же самые и имеют тонкие различия, которые часто упускаются из виду как нечто несущественное, хотя это не так. Главное различие состоит в том, что в одном случае остаётся небольшое страстное желание, а в другом — нет.

Этот тип практики джхан может занять двенадцать лет в тайской традиции. Ланкийцы говорят, что в их школе вы сможете достичь первой джханы «всего лишь» через десять лет практики. Иные называют намного более короткие сроки, но при этом потребуется приложить невероятные усилия.

Бханте рассказывает историю о монахе, которого попросили войти в джхану поглощения. После того как он сделал это, другие монахи взяли его за руку и подняли её у него над головой. Рука оставалась в таком положении. Позже они спросили медитировавшего, знал ли он об их действиях, и он ответил, что нет. В джхане поглощения монах совершенно не воспринимал собственное тело, осознавая лишь объект медитации.

Тот, кто находится в состоянии поглощения, не слышит звуки, не чувствует тело, никакие сигналы от пяти органов чувств не достигают его сознания — все желания на физическом уровне подавлены, их нет. Вдобавок, поскольку человек слишком сильно сфокусирован на объекте медитации, желание подавлено и на психическом уровне. Говорят, что начиная с четвёртой джханы поглощения медитирующий даже прекращает дышать через рот и нос и «дышит» через уши (чего НЕ происходит в джханах безмятежного бодрствования; в них мы продолжаем осознавать внешний мир и нормально дышать).

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *