Глава Третья. Что такое джаны?

Два вида джхан

Если вы узнаете, что значит палийское слово «джхана», то, скорее всего, захотите это испытать. Джханы описываются как уровни сосредоточения. Они могут сопровождаться ощущением благодати и глубокой удовлетворённости, и каждый, конечно, хотел бы пережить этот опыт. Это важное понятие, смысл которого необходимо уяснить, потому что, согласно суттам, на пути к Ниббане вы проходите через джханы. Собственно, они являются дорогой к Ниббане.

Но фактически существует два вида джхан!

В наше время распространено множество методов, обучающих практике медитации. Какой из них правильный? Как мы можем понять, чему на самом деле учил Будда? В Дигха Никая (ДН) именно этот вопрос задаётся Будде.

ДН 21: «Сакка спросил Благословенного: «Господин, все ли учителя и брамины учат той же Дхамме, практикуют ту же дисциплину, желают одного и того же и преследуют одну и ту же цель?»

«Нет, Повелитель Богов, это не так. Почему? Этот мир состоит из множества различных элементов, и люди цепляются к тому или иному из этих элементов и становятся крепко привязанными к нему, говоря: «Только это — истина, всё иное ложно». Поэтому все учителя и брамины не учат одной и той же Дхамме, не практикуют одну и ту же дисциплину, желают разного и преследуют разные цели».

В данной книге мы попытаемся оставаться верными тому, что изложено в суттах, объясняя разницу между различными техниками во Вселенной Буддизма.

Да, в суттах мы находим описание двух типов джхан и двух основных типов практики медитации, предназначенных для достижения каждого из них.

Есть практика одноточечного сосредоточения, или поглощения, с одной стороны, и практика прозрения в безмятежной мудрости, с другой.

Позже первый тип — практика одноточечного сосредоточения — разделится на: (1) практику чистого сосредоточения с поглощением; (2) практику прозрения в сосредоточении с поглощением и (3) практику чистого прозрения.

До Будды палийское слово «джхана» вообще не использовалось применительно к медитации. Тем не менее Будда сам взял его для описания собственного медитативного опыта.

Переводить слово «джхана» как «состояние сосредоточения» неправильно. Эксперты в языке пали, такие как Достопочтеннейший Пуннаджи из Шри-Ланки, говорят, что этот термин означает просто «уровень». Если взять палийский словарь, то мы увидим, что там «джхана» переводится как «медитация» или «состояние медитации».

Достопочтеннейший Пуннаджи также предлагает альтернативное определение для тесно связанного с темой джхан слова «самадхи», которое часто понимается и используется как обозначение для состояния сосредоточения с поглощением. Палийское «сама» значит «равный, ровный, уравновешенный», «дхи» — «состояние» в данном случае. Поэтому Достопочтеннейший Пуннаджи переводит слово «самадхи» как «состояние абсолютного внутреннего равновесия». Будда применял его, имея в виду собранность ума. Самадхи подразумевает собранное, нерассеянное состояние, но не то глубокое поглощение, которое подавляет препятствия и отвлечения. Это более открытое и бодрствующее состояние.

Достопочтенный Бханте Вималарамси определяет слово «джхана» как «уровень понимания». Каждая последующая джхана — это новый, более высокий уровень понимания того, как работает Зависимое Возникновение и психические процессы в целом. Чтобы точнее перевести термин «самадхи», Бханте Вималарамси предпочитает вариант «собранность».

Кроме того, Бханте обнаружил, что на пали слово «дхи» может быть также переведено как «мудрость» в смысле уровня понимания. Таким образом, складывая вместе «сама» и «дхи», мы получаем «Безмятежная Мудрость».

Если посмотреть на описание джхан Буддой, то можно увидеть, что переход к каждой последующей джхане отображает большую глубину понимания того, что значит отпускать страстное желание. Вы проходите через джханы по мере продвижения от грубых уровней страстного желания к более и более тонкому равновесию ума, до тех пор пока в итоге, после состояния ни-восприятия-ни-невосприятия — высочайшей джханы, не испытываете прекращение страстного желания. Это — врата к достижению Ниббаны. Здесь имеет место прямой опыт прекращения страстного желания (ниродха самапатти). Это состояние, в котором совсем нет чувства, нет восприятия и нет возникающего сознания!

Ещё раз подчеркнём: джхана никогда не означала «поглощение». Этот термин указывает на собранное состояние или уровень понимания в психическом развитии. Однако по мере того, как акцент смещался от изначального учения Будды, описанного в суттах, к комментариям, таким как «Висуддхимагга», слово «джхана» стали применять для обозначения состояния одноточечного сосредоточения.

В сутте № 27 из Книги Пятёрок в Ангуттара Никая (АН) имеется следующий текст:

АН 5.27: «…Возникает непосредственное знание: «Это сосредоточение мирно и возвышенно, достигнуто через полное успокоение, и ведёт оно к единению; не прийти к нему через насильственное подавление помрачений…»»

Итак, есть два вида джхан — или два разных способа понимать этот термин. Один из них базируется на джханах одноточечного сосредоточения, которые достигаются посредством разного рода техник концентрации, включая наблюдение за дыханием, сосредоточение на разноцветных дисках (касины) или полное погружение в пламя свечи. Это те состояния, которые достигаются йогическими мастерами, и будущий Будда исследовал их в начале своего поиска.

Джханы поглощения были приняты некоторыми буддистскими монахами и описывались в таких комментариях, как «Висуддхимагга».

Достопочтенный Бханте Вималарамси поясняет:

«»Висуддхимагга» была создана Достопочтенным Буддагосой Ачарийя в пятом веке, через тысячу лет после смерти Будды. Учитель Буддагосы попросил его поехать в Шри-Ланку и перевести комментарии, написанные на сингальском, обратно на язык пали для получения удобочитаемой версии.

Перед Достопочтенным Буддагосой также стояла задача свести четыре разные секты буддизма вместе, чтобы все эти разные секты перестали спорить между собой. Буддагоса очень хорошо изучил палийский язык, он был настоящим учёным, но он не изучал сутты. И он не практиковал медитацию. До того как стать буддистским монахом, он был санскритским учёным, и наизусть помнил все Веды, древние браминские тексты.

К несчастью, поскольку автор не практиковал медитацию, он полностью полагался на то, что говорилось в других комментариях по поводу того, как это делать. Он ошибочно разделил учение Будды на два отдельных типа практики: Сосредоточение, или Саматха, и Прозрение, или Випассана. Сутты же всегда говорят о них как о чём-то неразрывно соединённом.

Тем не менее «Висуддхимагга» сегодня рассматривается как энциклопедия медитации в буддизме значительно в большей степени, чем сутты. Она стала играть роль базовых инструкций во всей системе буддизма Тхеравады. Это «Библия» и учебник по практике».

Один из учителей Бханте Вималарамси сказал ему, что для того, чтобы быть тхеравадинским монахом, он должен полностью принять всё, что говорится в «Висуддхимагге». Бханте мгновение подумал и ответил: «Мне кажется, тогда я не тхеравадинский монах; я — буддийский монах». Несмотря на то, что он применял некоторые советы «Висуддхимагги», он не мог принять её целиком из-за многочисленных противоречий и несоответствий суттам.

В сутте МН 26, «Благородный поиск», Будда ясно говорит, что он пробовал практиковать сосредоточение с поглощением и отказался от этого метода, поскольку тот не вёл к пробуждению. Вот почему мы — те, кто следует суттам, — не можем в полной мере называть себя тхеравадинами. Мы называем нашу школу Суттавада (что означает «следование только суттам») или же считаем себя просто буддистами, вне каких бы то ни было школ.

Вторым типом джхан являются джханы безмятежного осознавания, или безмятежного бодрствования, которые, собственно, и описываются в суттах. Бханте Вималарамси выявил их, изучая тексты этого источника буддийского учения. Практикуя точно в соответствии с рекомендациями сутт, Бханте обнаружил последовательное уменьшение страстного желания в ходе продвижения в практике джхан безмятежного бодрствования, как это описано в Анупада Сутте (МН 111).

Важно понимать, что джхановые факторы — то есть благотворные состояния ума, возникающие в той или иной джхане, — очень схожи по природе, будь то в джханах безмятежного бодрствования или в джханах сосредоточения с поглощением. Разница состоит в том, что в джханах безмятежного бодрствования препятствия мягко отпускаются, а в случае сосредоточения они подавляются и выталкиваются. Результирующие состояния весьма схожи, но определённо не являются одним и тем же.

Основная характеристика первой джханы — радость; вторая джхана — это более глубокая радость и уверенность; третья джхана — счастье и довольство; четвёртая джхана — очень глубокое равновесие и внутренний покой, возвышенное состояние, которое выходит за пределы грубого чувства счастья.

Путаницу вносит то, что описанные качества имеют и джханы поглощения, и джханы безмятежного бодрствования. Однако проявляются они в каждом из типов по-разному. В джханах поглощения они проходят более акцентированно и интенсивно. В джханах бодрствования мы переживаем их в более уравновешенном режиме, с большим внутренним покоем, без крайностей.

Четвёртая джхана далее разделяется на четыре сферы:

• Сфера Бесконечного Пространства, характеризующаяся ощущением расширения;

• Сфера Бесконечного Сознания, открывающая сознание в его бесконечном возникновении и исчезновении;

• Сфера Отсутствия Всего, где имеет место чувство, что ничего нет;

• Сфера Ни-Восприятия-Ни-Невосприятия, в которой ум едва прослеживается вообще.

Позже мы рассмотрим эти состояния подробнее.

Тот факт, что схожие, но разные состояния возникают как в джханах поглощения, так и в джханах бодрствования, приводит к недоразумению. Как могут существовать два типа джхан с подобными характеристиками, но достигаемые посредством разных техник? Стоит ли удивляться, что спустя более чем 2500 лет всё стало ещё более сомнительным…

Прежде чем перейти к текстам сутт, касающимся джхан, попытаемся подробнее рассмотреть эти два типа. И начнём с джхан одноточечного сосредоточения.

Практический путь к Ниббане
Метки:

Практический путь к Ниббане: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *