Вопрос. Что делать, если тема перерождений стала навязчивой? <…> Тема кажется крайне неприятной <…>. Возможно, толчком стали в своё время высказывания вроде: «если только подумаешь о том-то, то получишь», «одно мгновение гнева в отношении того-то, то получишь» и подобные.

Ответ. Религиозный буддизм очень часто использует тему перерождений для манипулирования прихожанами. Манипулирование это совершается, как правило, конечно, с благими намерениями, но, как и любое манипулирование, результаты имеет довольно спорные. Возможно, в той культурной среде, где оно изначально было введено, такое запугивание было более оправдано, но, попав на почву и без того беспокойного западного ума, оно рождает в основном лишь дополнительное напряжение. И именно ощущение, что тобой манипулируют, а также рождённое этим напряжение, и вызывает, видимо, отторжение.

При этом, надо заметить, что трактовка перерождений, даваемая религиозным буддизмом, весьма искажена в сравнении с тем, что говорится в суттах и что из них следует. Изначально учение Будды не было религиозным и не занималось манипулированием. Соответственно, данная тема там излагалась несколько иначе и как минимум значительно менее драматично. В общем, всё не так плохо, как это пытаются изобразить священники от буддизма.

Что делать? Помнить, что религиозный буддизм это прежде всего инструмент работы со средневековым обществом (по сути – манипулирования им), и сильно фильтровать ту информацию, которую мы получаем из буддистской традиции.

Кроме того, нужно понимать, что на самом деле мы перерождаемся каждое мгновение, и единственное, что нам мешает это осознать – это память. Человек, совершивший убийство, сознательно причиняющий боль и радующийся этому, уже живёт в аду. Он живёт в нашем мире лишь по видимости. И так далее.

Вопрос. Скажите, я очень боюсь переродиться в неблагих условиях существования, например в аду или животным. Что мне делать?

Ответ. Нужно делать примерно то же, что вы делаете, чтобы сегодня прожить свой день, оставаясь человеком. Если вы будете делать чуть больше, то, согласно суттам, переродитесь скорее всего в каком-либо из миров, более высоких, чем человеческий.

Будда говорит, что даже если человек просто старается соблюдать предписания, он скорее всего переродится в мирах выше человеческого. То есть здесь важно само намерение. Результаты же наших стараний во многом зависят не от нас, а от тех исходных психофизических данных, с которыми мы пришли в этот мир. У кого-то от природы сильны желания или кто-то более гневлив, чем другие. Таким людям соблюдать предписания труднее, чем другим. Но это не имеет значения, если человек продолжает стараться.

Совершать благотворные действия, избегать неблаготворных действий, очищать сознание (6Р!) — вот путь Будды, если кратко. Кто продолжает пытаться — с гарантией не свалится вниз.

И, наконец, не будем забывать, что даже на самой элементарной стадии просветления — сотапанна — перерождение в мирах ниже человеческого становится невозможным. И даже если мы переродимся в человеческом мире, условия жизни будут благоприятны для практики.

Вопрос. Как мы можем помочь умирающим близким?

Ответ. В идеале – умирающий должен пройти практику прощения/принятия/отпускания и заняться метта-бхаваной. Но реальность как правило не допускает идеалов. Поэтому общие рекомендации таковы – нужно постараться, чтобы человек ушёл в добром и спокойном расположении духа.

Традиция говорит – и это подтверждает Бханте Вималарамси, который специально изучал этот вопрос, — что очень важно то, с какой мыслью уходит человек. Это определяет дальнейшие эволюции этого потока дхамм. Да, по большей части последние мысли обусловлены тем, как человек жил всю предыдущую жизнь. Но именно здесь та точка, к которой мы в принципе можем приложить свои усилия и свою помощь умирающему. Что может успокоить человека, перевести ход его мыслей на более возвышенный лад? Подумайте и сделайте это, если это возможно.

Бханте читал Библию тем умирающим, которые были христианами. Если человек – буддист или во всяком случае не чужд буддизма, можно прочитать ему, скажем, сутту МН143 или другие сутты. Может быть посмотреть с ним сериал о Будде. Или побудить повторять что-то вроде — «Доверяюсь Будде, доверяюсь Сангхе, доверяюсь Дхамме».

Умирающему нужно отпустить этот мир, перестать цепляться за что-либо или кого-либо и уйти со спокойным сердцем. Если цепляние трудно преодолимо – то можно по крайней мере помочь перевести внимание на что-то другое, более благотворное.

О перерождениях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *