Вопрос. В метта-бхаване у меня всё время возникает проблема с объектом медитации: не понятно, на чём удерживать внимание.

Ответ. Люди часто жалуются на это. Но зачастую в данном случае это проблема не объекта медитации, а состояния ума. Мы наблюдаем за умом и видим, что он находится в постоянном движении или, скажем, он мутный и неустойчивый. Раньше нас учили, что его нужно привязать к столбу объекта медитации силой, чтобы он не бегал, а тут как бы никакого столба нет, и мы оказываемся в растерянности. Но он подвижен не потому, что нет объекта медитации, а потому, что таково его текущее состояние.

Мы не пытаемся привязать ум, как в практиках силового сосредоточения. Мы стараемся оставаться бодрствующими, причём для того, чтобы не вовлекаться в движения ума, отпускать их, расслабляться и т.д. (6Р). Постепенно ум сам успокаивается с одной стороны, и сохраняет всё более ясную бодрственность. Когда ум ясен, спокоен и внимателен, ему не нужна опора в виде объекта. Мы можем просто пребывать в этом состоянии, наблюдая всё более тонкие движения в психике.

Брахмавихары это своего рода натуральное «успокаивающее» для ума. Мы памятуем о том, что нужно оставаться в спокойном мирном состоянии, дарить его, скажем, духовному другу. Это успокаивает и расслабляет ум. Он постепенно становится всё более устойчивым. Наступает момент, когда он становится совершенно спокоен и ясен, и тогда мы пребываем в этом спокойствии и этой ясности, наблюдая малейшие изменения в уме.

Можно сказать (и Бханте Вималарамси именно так это формулирует), что объектом медитации в метта-бхаване для нас является чувство или состояние – Метта, (затем Каруна, затем Мудита, затем Упеккха). Это поначалу действительно непривычно – памятовать о чувстве, о том, чтобы оставаться в этом состоянии. Но на практике это как правило не так уж сложно: сначала мы используем слова и мысленные сцены, которые вызывают в нас это чувство. Потом слова и сцены уже не нужны, наш ум приобретает способность входить в это чувство и поддерживать его напрямую.

Итак, когда вам кажется, что вы потеряли объект медитации, это скорее всего лишь значит, что ваш ум либо возбуждён, либо сонлив. И это не из-за неправильного объекта медитации, а просто так есть. Никакой объект медитации здесь не поможет, если вы, конечно, не займётесь силовым подавлением ума, но это совсем другая история, не имеющая отношения ни к Будде, ни к TWIM.

Поэтому мы просто принимаем это состояние ума, применяем 6Р, когда видим, что ум совсем ушёл в свои фантазии и возвращаемся к объекту медитации, каковым является чувство, та или иная брахмавихара.

Другой причиной этого состояния может быть вот что: когда мы продвигаемся по брахмавихарам, каждая из них довольно быстро «устаревает». Например, какое-то время нашим базовым состоянием была Метта, но потом её переросли и наше чувство стало более спокойной и равнонаправленной во все стороны Каруной. Но мы всё ещё пытаемся вызывать Метту! Это получается плохо, мы чувствуем напряжение, ум блуждает. Но на самом деле всё идёт хорошо, вы просто продвинулись дальше.

Поищите то чувство, которое ближе вам сейчас. Метта, Каруна, Мудита или Упеккха (а может и дальше – чистое наблюдение за умом). Найдите его, отдыхайте в нём, радуйтесь ему. Не пытайтесь управлять чувством, следуйте за ним.

Потерян объект медитации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *