Арахант-мирянин

Вопрос. Можно ли достичь окончательного полного просветления, не будучи монахом? Иными словами, может ли арахант быть мирянином? Ответ. Вот здесь — http://secularbuddhism.org/2013/08/03/can-a-layperson-attain-nibbana/ — очень добротный разбор этого вопроса (статью мне показал мой учитель). Резюме такое: Будда нигде прямо не утверждал, что

Разные уровни реализации Зависимого Возникновения

Вопрос. Правильно ли я понимаю, что взаимозависимое возникновение — это, в общем-то, не о перерождениях, вернее не столько о них, сколько о любых процессах? И в общем-то, перерождения в суттах не занимают очень большого места, как в текстах некоторых учителей?

Трудности в Метта-бхаване

Вопрос. Несколько раз пробовал помедитировать на любящей доброте. И никак не мог вызвать это чувство в формальной медитации. Хотя несколько раз получалось в транспорте, например, или при простой ходьбе. С чем это могло бы быть связано? Возможно, с чрезмерно серьёзным настроем

Избиение подушки

Вопрос. Часто для преодоления гнева советуют поколотить что-нибудь вроде подушки и тогда, мол, полегчает. Что можно сказать об этом методе с точки зрения буддистского учения? Ответ. Практика «битья подушки» — это по сути не что иное, как практика гнева. Мы

МН62 — Махарахуловада Сутта

Добавлена Махарахуловада Сутта — «Большое наставление Рахуле» (Маджхима Никая 62). Рахула — это сын Будды. Он родился до того, как Сиддхартха Готама ушёл из дома на поиски пути спасения от страдания. На момент событий, описываемых в данной сутте, ему около семнадцати лет.

Практика без учителя

Вопрос. Возможно ли продвигаться в Дхамме Будды без учителя? Ведь есть книги и руководства, видео… Ответ. Скажем так, я не знаю ни одного человека, которому бы это удалось. У нас есть одна замечательная черта: если что-то может быть понято нами

Из книги Д. Джонсона «Путь к Ниббане»

Что же такое Ниббана? Ниббана в палийских текстах описывается как дхату, то есть «элемент». Будда учил, что элементами являются земля, вода, огонь, ветер, пространство или сознание. Так вот Ниббана — это тоже дхату, элемент, а его свойства описываются Бхикку Бодхи так: …

Практика

Квинтэссенция практического метода, преподаваемого Бханте Вималарамси, обозначена им аббревиатурой TWIM.

В своём исследовании изначального учения Будды, изложенного в древнейших суттах Палийского Канона, Бханте Вималарамси постепенно сформулировал метод медитации, который обозначил аббревиатурой TWIM — Tranquil Wisdom Insight Meditation, что можно примерно перевести как «Медитация Безмятежной Мудрости», или «Медитация Прозрения, Полученного посредством развития Безмятежной Мудрости». На самом деле в этом названии фигурируют такие общеизвестные буддистские термины, как «саматха» и «випассана», т.е. «безмятежность» и «прозрение». Смысл здесь в том, что, в отличие от принятого в большинстве школ буддизма метода последовательного развития саматхи и потом випассаны (главенство этого метода обусловлено влиянием позднейших комментариев), метод, который вынес из текстов Бханте Вималарамси, развивает оба этих аспекта как единое целое — именно так, как этому учил сам Будда.

Неотъемлемой частью TWIM является использование метода (Шесть «Эр»). Это практическое воплощение Правильного (или Гармоничного) Усилия, шестого пункта Восьмеричного Пути Будды. Через Правильную Осознанность мы наблюдаем движения собственного ума, расслабляем возникающие напряжения, являющиеся проявлением Страстного Желания, достигая тем самым Безмятежности (саматха) и Прозрения (випассана) в то, как на самом деле работает наш ум.

Кто такой Татхагата?

Вопрос. Да, я могу видеть, что весь процесс Зависимого Возникновения полностью механистичен, безличностен. Но когда я пользуюсь моментом, чтобы выйти из него, отпустить его, разве это не акт свободной воли? Это определённо не обыденное «я», да. Обыденное «я» есть продукт