Практика

Квинтэссенция практического метода, преподаваемого Бханте Вималарамси, обозначена им аббревиатурой TWIM.

В своём исследовании изначального учения Будды, изложенного в древнейших суттах Палийского Канона, Бханте Вималарамси постепенно сформулировал метод медитации, который обозначил аббревиатурой TWIM — Tranquil Wisdom Insight Meditation, что можно примерно перевести как «Медитация Безмятежной Мудрости», или «Медитация Прозрения, Полученного посредством развития Безмятежной Мудрости». На самом деле в этом названии фигурируют такие общеизвестные буддистские термины, как «саматха» и «випассана», т.е. «безмятежность» и «прозрение». Смысл здесь в том, что, в отличие от принятого в большинстве школ буддизма метода последовательного развития саматхи и потом випассаны (главенство этого метода обусловлено влиянием позднейших комментариев), метод, который вынес из текстов Бханте Вималарамси, развивает оба этих аспекта как единое целое — именно так, как этому учил сам Будда.

Неотъемлемой частью TWIM является использование метода (Шесть «Эр»). Это практическое воплощение Правильного (или Гармоничного) Усилия, шестого пункта Восьмеричного Пути Будды. Через Правильную Осознанность мы наблюдаем движения собственного ума, расслабляем возникающие напряжения, являющиеся проявлением Страстного Желания, достигая тем самым Безмятежности (саматха) и Прозрения (випассана) в то, как на самом деле работает наш ум.

Онлайн-Ретрит и консультации

Онлайн-Ретрит и консультации

Что такое Онлайн-Ретрит? Онлайн-Ретрит — дистанционная форма изучения практики, которую активно использует Дхамма Сукха Центр. Это доступный и удобный способ научиться медитировать в современных условиях, возможность настроить свою практику через непосредственное общение с наставником. Не нужно ждать, когда наберётся группа

Повседневная практика

Вопрос: насколько важна практика в повседневной жизни, и как её осуществлять? Ответ. Неформальная практика, то есть практика в повседневной жизни, важна не меньше, чем формальная, то есть практика собственно медитации. Необходимо об этом помнить. Это, так сказать, два крыла птицы.

Правильный объект медитации

Вопрос. Мой ум стал очень тупым, медитация перестала приносить удовольствие. Может быть мне сменить объект медитации? Ответ. Раньше подобный вопрос уже поднимался. Нужно различать два типа ситуации – когда медитация вызывает напряжение или наоборот излишнее расслабление, переходящее в сонливость, и

Срывы

Вопрос. Мне казалось,что у меня в медитации все идет хорошо. Но в начале этой недели у меня случилась очень неприятная бытовая неприятность, которая продолжается до сих пор. И я вернулась к прежним неэффективным стереотипам: обвиняю себя, обижаюсь на других. В медитации

Сигаловада Сутта, сутта из Дигха Никаи

Опубликована сутта ДН 31, Сигаловада Сутта. Молодой Мирянин Сигалака встречает Будду, и тот даёт ему наставление о том, как следует жить мирянину, чтобы избежать роковых ошибок. Здесь нет наставлений по медитации и в целом эти наставления ценны не только для

Серая полоса

Вопрос. Мне кажется, что в практике наступила какая-то серая полоса. Медитация проходит в странном состоянии, когда кажется, что ничего не происходит, состояние неопределённо-мутное, но что с этим делать не понятно. В повседневной жизни тоже нельзя сказать, что имеется продвижение. Что

Долгие медитации

Вопрос. На ретритах у Бханте Вималарамси часто подчёркивается необходимость сидеть долго, по нескольку часов. Действительно ли это так необходимо? Ответ. Есть в практике факторы желательные и есть обязательные. Вот сидеть долго — это фактор желательный. А не ломать и не

Тщеславие анагами

Вопрос. Среди десяти оков есть окова «Мана», тщеславие. Причём отпадает она только когда человек становится арахантом. Что такое это тщеславие? Какое может быть тщеславие у анагами? Какое вообще может быть тщеславие, когда отпала вера в постоянное «я»? Ответ. Мы все

Сверхспособности

Вопрос. В суттах время от времени говорится о сверхспособностях – полётах, ясновидении, яснослышании и прочем. Что вы думаете об этом – возможен ли сам феномен сверхспособностей и их развитие? Ответ. Действительно, Будда периодически упоминает о сверхспособностях (т.н. иддхи). Согласно традиции,

Неспособность к медитации

Вопрос. Есть ли люди в принципе к медитации неспособные или очень малоспособные? Я не имею в виду сильную физическую болезнь или психическое расстройство, а ситуацию человека в общем то обычного. Ответ. Есть люди, неспособные или малоспособные к одноточечному сосредоточению. Что

О пище

Вопрос. Как складываются у человека, который достиг стадии анагами, отношения с едой? Предпочитает ли он вкусную пищу? Получает ли он от неё удовольствие? Избегает ли он неприятной пищи? Испытывает ли он к ней отвращение? Ответ. Для анагами с плодом пища как

Курение

Вопрос. Является ли табакокурение нарушением предписаний?  Ответ. Это частый вопрос. Предварительно скажу, что: Мы здесь не будем говорить о вреде здоровью. Тут всё и так ясно. Курение вредит здоровью. Сам я никогда не курил, потому могу в этом плане рассуждать

Добавлены Сучимукхи и Маханама Сутты

В Сучимукхи Сутте (СН 28.10) Достопочтенный Сарипутта говорит о геомантии, астрологии, хиромантии, выполнении поручений и передаче сообщений. В Маханама Сутте (АН 8.25) Будда рассказывает о том, каким должен быть его мирской последователь.

(Не)гармоничная речь

Вопрос. Самый трудный для меня пункт из пяти предписаний – это речь. Может быть есть какие-то более подробные инструкции по поводу того, как его практиковать? Ответ. Прежде всего приведу одну из своих любимейших цитат, автор которой – Григорий Соломонович Померанц: