Практика

Квинтэссенция практического метода, преподаваемого Бханте Вималарамси, обозначена им аббревиатурой TWIM.

В своём исследовании изначального учения Будды, изложенного в древнейших суттах Палийского Канона, Бханте Вималарамси постепенно сформулировал метод медитации, который обозначил аббревиатурой TWIM — Tranquil Wisdom Insight Meditation, что можно примерно перевести как «Медитация Безмятежной Мудрости», или «Медитация Прозрения, Полученного посредством развития Безмятежной Мудрости». На самом деле в этом названии фигурируют такие общеизвестные буддистские термины, как «саматха» и «випассана», т.е. «безмятежность» и «прозрение». Смысл здесь в том, что, в отличие от принятого в большинстве школ буддизма метода последовательного развития саматхи и потом випассаны (главенство этого метода обусловлено влиянием позднейших комментариев), метод, который вынес из текстов Бханте Вималарамси, развивает оба этих аспекта как единое целое — именно так, как этому учил сам Будда.

Неотъемлемой частью TWIM является использование метода (Шесть «Эр»). Это практическое воплощение Правильного (или Гармоничного) Усилия, шестого пункта Восьмеричного Пути Будды. Через Правильную Осознанность мы наблюдаем движения собственного ума, расслабляем возникающие напряжения, являющиеся проявлением Страстного Желания, достигая тем самым Безмятежности (саматха) и Прозрения (випассана) в то, как на самом деле работает наш ум.

Онлайн-Ретрит и консультации

Онлайн-Ретрит и консультации

Что такое Онлайн-Ретрит? Онлайн-Ретрит — дистанционная форма изучения практики, которую активно использует Дхамма Сукха Центр. Это доступный и удобный способ научиться медитировать в современных условиях, возможность настроить свою практику через непосредственное общение с наставником. Не нужно ждать, когда наберётся группа

Медитация из коробки

Довелось мне провести полевые испытания гаджета для медитации Muse. Пишу здесь название этого продукта потому, что всё нижеследующее не является рекламой, и, прочитав, вы поймёте почему. Сначала о том, как этот гаджет работает. По сути, он снимает электроэнцефалограмму, при этом

Прибежище буддиста

Вопрос. Если брать авраамические религии, то когда у человека почва уходит из-под ног, он теряет работу, близкого человека, уверенность в себе, и когда кажется, что никому до него нет дела, то он может воззвать к Богу и обрести надежду тем,

Солярис

Вопрос. Как успокоить ум? Если я прилагаю усилие чтобы его успокоить, то само это усилие это уже напряжение, и ум от этого не успокаивается.  Ответ. Совершенно верно. Плохая новость: успокоить ум невозможно. Хорошая новость: можно научиться давать уму успокоиться. Это

Снова анатта

Анатта, кажется, это основное, что смущает народ в учении Будды. Ниже приведён диалог с учеником С. (перевод с английского), который состоялся сегодня. С.: То, что «личность» это просто сплав различных процессов (лишённых «я»/безличных) ввергает меня в пессимистическое умонастроение. Эта теория

Не учите меня жить

Вопрос. Вот вы сказали, что если мы негативно реагируем на что-то, это наши проблемы, а не тех, на кого мы реагируем. Но допустим, человек действительно ведёт себя агрессивно, совершает насилие и т.д. Это тоже наша проблема? Или вот ещё пример:

Ветераны войны с реальностью

Вопрос. Почему так трудно принять некоторых людей? Особенно в этом плане трудно с детьми и вообще с родственниками, а также с теми, кто ведёт себя несправедливо, хамит и так далее. Ответ. Мы полны требований по отношению ко всему. К себе,

Безграничные буддисты

Вопрос. Мне кажется, что очень много внимания уделяется завышенной самооценке, но вот с тем, когда человек и так ниже плинтуса себя считает, как-то традиционно меньше работают. Как быть с заниженной самооценкой, выстраиванием личных границ и так далее?  Ответ. Эта область

Депрессия

Продолжение вопросов на психотерапевтические темы. Первые два были здесь и здесь. Вопрос. Несмотря на то, что Будда редко выступал в роли психотерапевта, его учение, поскольку оно претендует на универсальность, должно быть в полной мере применимо и в психотерапии. Возьмём, например,

Отношения с родственниками

Вопрос. Я чувствую, что в результате практики становлюсь мягче, добрее, но родственники всё равно выводят меня из себя. К чужим людям я могу относиться мягко, но к близким — зачастую нет. Почему так происходит? Плоды моей практики на самом деле

Право на гнев

Вопрос. В духовной среде бытует мнение, что гневаться или испытывать чувственные желания это «плохо», нельзя и т.д., что «духовный» человек должен быть всегда вежлив, спокоен и доброжелателен, на позитиве в общем. Каков буддистский подход в данном вопросе? Ответ. Сначала факт:

Карма

Вопрос. Как соотносится концепция кармы с современной психологической наукой? Как эту концепцию можно использовать в психотерапии? Ответ. Здесь, на самом деле целых два вопроса. Первый – что такое карма с буддистской точки зрения. Второй – отношение этой концепции и современной

Буддизм и психотерапия

Вопрос. Насколько психотерапия как современная научно-практическая дисциплина, согласуется с буддизмом или противоречит ему? Ответ. Относительно совместимости современной психологии и психотерапии с буддистской доктриной и практикой, насколько я знаю, к настоящему времени уже проведено значительное количество исследований, и эта работа далеко

Как попасть в ад

Вопрос. Меня немного напрягают разговоры по типу «Если будешь себя плохо вести, то попадёшь в ад». Очень это похоже на религиозную манипуляцию. В то же время учение Будды не сильно похоже на религию, оно вполне рационально. Тем не менее, эти

Брахма-вихары и жизнь

Вопрос. У меня не очень-то получилось совместить профессиональную рутину с Состоянием, потому что концентрация в работе – это точно напряжение как минимум мозговых оболочек, а Состояние – это расслабление всего. Хотелось бы понять, как, пребывая в Состоянии, успешно заниматься трудовой

Небожители и муравьи

Вопрос. В одной из сутт Будда показывает на муравьёв и говорит, что в прошлой жизни они были небожителями из миров Брахмы, то есть это даже выше, чем Сфера Чувственных Желаний. Как такое может быть, чтобы человек после таких высоких миров

Неразъяснённое

Вопрос к сутте АН 7.54 и подобным ей. Насколько я понял, Будда рекомендовал не задаваться этими вопросами. Или я не прав? Ответ. Когда мы сталкиваемся с такими темами, на которые Будда избегал говорить, и задаёмся вопросом — почему он их

Раздражение

Вопрос. Я вижу, как раздражаюсь на близких людей, и тоже стараюсь наблюдать, но наблюдение за раздражением очень энергозатратно. И я вообще пытаюсь понять природу этого раздражения и от чего оно возникает. Пока не понимаю, причина во внешнем мире или во

Будда и любовь

Вопрос. Что говорил Будда про любовь (между мужчиной и женщиной)? Что вы сами об этом думаете? Ответ. Во времена Будды всё было проще. То, что мы обозначаем словом любовь (между мужчиной и женщиной, в гетеросексуальном случае), как некое отдельное понятие