Вопрос. В Сети огромное количество роликов и блогов свежих просветленных, так сказать. Их очень много, есть целые школы с огромным количеством таких выпускников. Есть большое количество таких людей, прошедших ретриты известных «святых нашего времени». Они рассказывают о «переключении» мировосприятия на другой режим работы — непосредственное восприятие. Так, будто эго у них исчезает и весь сон и иллюзия исчезает тоже. Остается спокойствие, покой, тишина. Они рассказывают о связи всего со всем, о любви и энергиях. Все говорят примерно одно и то же. Некоторые со временем могут откатиться, многие нет. В любом случае, это кажется неплохим уровнем развития, наверняка этому предшествовали долгие практики. Может ли быть это окончательным просветлением, как они говорят? Никто из них дальше не занимается, все только сразу учить начинают. Если возможно, объясните это с позиции учения Дхаммы: это соответствует какой-то стадии просветления и джхане? Вы говорите о утончении восприятия; я нигде не смог найти, где говорится об этом моменте изменения восприятия и исчезновения эго.

Ответ. Если человек заявляет о собственной просветлённости, то это верный признак обратного. В 99,99% случаев. В Дхамме подобные заявления для монахов прямо запрещены, а для мирян крайне не рекомендуются, и это не случайно. Может быть, статьи по этим ссылкам отчасти ответят на ваши вопросы:

Списки арахантов

Самооправдание просветлённых

Цель буддизма

Стадии просветления

Переход на ту или иную стадию просветления в рамках учения Будды действительно ощущается как чёткий скачок. Всего стадий четыре. На каждой из них две подстадии — Путь и Плод. С Пути ещё возможен откат. Полное исчезновение заблуждений возникает на четвёртой стадии — арахант (а вышеупомянутые люди явно не араханты).

Всё ещё осложняется тем, что в принципе подобного рода опыты «переключения мировосприятия» на пути не редкость и могут быть «словлены», в том числе, и, скажем, с помощью психоделиков и сами по себе просветлением в буддистском смысле не являются. Являются они изменёнными состояниями сознания.

В буддизме только учитель может с той или иной степенью точности (и имеет право) определить, готов ли ученик преподавать (и чему именно), или нет, и на какой он стадии просветления (и ученик, повторюсь, будет об этом помалкивать). Разве что арахант с Плодом точно знает, что он арахант с Плодом, но это особый случай.

Описанные Вами распространившиеся случаи «современных просветлённых» чаще всего объясняются желанием заработать денег. Это просто бизнес.

Дополнение к вопросу: а если это не буддийские просветлённые, а выходцы течения нью-эйдж, каких-либо эзотерических техник или, например, последователи даосизма, — что даёт такое просветление практически, реально? Можно ли провести какое-либо соответствие с буддийской шкалой, или это принципиально иное состояние?

Ответ:
Если человек движется не в рамках Будда-Дхаммы, параллели степеней просветления с буддистскими можно проводить лишь очень условно и крайне осторожно. Состояний сознания множество, и как правило они не описываются в учении с той чёткостью, которая была характерна для Будды. Поэтому что подразумевают под просветлением те или иные традиции — сказать трудно. Даже внутри буддизма есть разночтения, что уж говорить… В рамках даже так называемой Сферы Чувственных Желаний, Камалоки, есть состояния сознания, связанные с невероятной любовью, растворением, божественной благодатью, внутренним покоем и т.д., но они не будут никак связаны со ступенями просветления согласно Будда-Дхамме. Просветление ли это? Ну, если мы назовём это просветлением, то значит просветление. Но не буддистское. )

Новые просветлённые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *