Вопрос: вы как-то писали, что Будда редко выступал в роли психотерапевта, и Дхамма как он её излагал, предназначена для базово психологически здоровых людей. И судя по всему люди тогда действительно были психически значительно более благополучны, в среднем, чем сейчас. И именно поэтому, сказали вы, сейчас возникла необходимость в практике прощения/принятия. Как по-вашему, почему во времена Будды люди были более благополучны психически?

Ответ. На мой взгляд, всё довольно просто. Люди тогда в большинстве своём старались по мере сил и обстоятельств придерживаться базовых нравственных предписаний, да и ценность Брахма Вихар всеми признавалась. Это было общим местом в тогдашней культуре, одним из внутренних столпов общества.

А соблюдение нравственных предписаний и культивирование Брахма Вихар (сердечного дружелюбия, милосердия, со-радования, равностности) означает, что мы меньше травмируем окружающих. В том числе своих детей. Нас самих тоже меньше травмируют окружающие. Социальная среда в принципе становится более дружественной, комфортной, здоровой. А это — залог психологического благополучия.

А поскольку нравственность это база, основа основ Дхаммы, то люди в большинстве своём поступали к Будде уже готовые к более глубокой практике. В наши же дни, да, зачастую приходится сначала работать над самой базой. Людям, зачастую, совсем не очевидна важность соблюдения простейших нравственных предписаний, не очевидна важность дружелюбия и милосердия, хотя бы по отношению к близким и — внимание! — к самому себе.

Мы очень легко говорим друг другу резкие, грубые, неприятные, пустые, лживые слова. Мы очень легко изменяем супруге/супругу. Мы очень легко употребляем опьяняющие вещества. При случае мы зачастую не останавливаемся перед тем, чтобы нанести вред другому существу или присвоить то, что нам никто не разрешал брать.

В суттах я также не припомню ни одного случая, когда кто-либо отзывался о себе в уничижительном, непрязненном тоне. Это значит, что подобным образом к людям не относились их родители, потому что это обычно завязано на них.

А что такое неприятие себя? Это глубокая невротизация, постоянный внутренний конфликт и напряжение. Прямо-таки Кикимер (он же Kreacher), живущий внутри нас. Внутренний прокурор, не спускающий недоброго взгляда с каждого нашего внешнего и внутреннего движения. Но этот взгляд автоматически направляется не только на наши действия, но и на действия другого человека.

И вот, подобное мировосприятие, повторюсь, судя по всему, было совершенно чуждо той культуре, в которой родился и жил Будда. Поэтому, на мой взгляд, совсем не удивителен тот факт, что люди в среднем тогда и там были заметно здоровее в психологическом плане, чем сейчас и здесь.

Нравственность и психологическое здоровье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *