Вопрос. Правда ли, что если осознанно предаваться наслаждениям (т.е. оставаясь осознанными), то это не будет противоречить учению Будды и мы сможем оставаться независимыми от чувственных удовольствий.

Ответ. Боюсь, что на этот вопрос нужно ответить категорически отрицательно. Будда неоднократно и однозначно высказывался в том смысле, что чувственные удовольствия это то, от чего мы должны удерживать своё внимание. Приведу отрывок из МН22 (Алаггадупама Сутта), как вполне показательный в этом плане:

«Правда ли, Ариттха, что такая пагубная точка зрения появилась у тебя: «Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, то, что Благословенный называл препятствиями, не может помешать тому, кто этому предаётся»?»

«Именно так, Учитель, — [ответил монах Ариттха] — Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, то, что Благословенный называл препятствиями, не может помешать тому, кто этому предаётся».

6. [Благословенный сказал:]

«Заблудший ты человек, откуда же ты взял, что я обучал Дхамме именно так? Заблудший ты человек, разве не объяснял я во многих лекциях, что помехи действительно мешают и что они действительно мешают тому, кто им предаётся? Разве не подтверждал я, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии со скелетом, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с куском мяса, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с травяным факелом, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с ямой, полной пылающих углей, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии со сном, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с долгом, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с плодами дерева, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с топором мясника и колодой для рубки мяса, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с мечами и копьями, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии со змеиной головой, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Но ты, заблудший человек, из-за своего неправильного понимания исказил смысл сказанного нами, причинил вред самому себе и накопил много неблагих деяний, что приведёт тебя к длительному вреду и страданию».

Иными словами, наслаждение чувственными удовольствиями это нечто противоположное учению Будды.

Нужно понимать, что мы при этом не уклоняемся в некий болезненный аскетизм. Речь идёт о том, что если в нашей жизни встречается нечто приятное, мы не задерживаем на этом внимания, не углубляемся в это, не приветствуем это, не ищем этого вновь (я опять практически цитирую сутты). Например, МН145, Пунновада Сутта:

3. Пунна, есть формы, познаваемые глазом, — желанные, вожделенные, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. Если монах наслаждается ими, приветствует их, продолжает их удерживать, то наслаждение возникает в нём. С возникновением наслаждения, Пунна, имеет место возникновение страдания, я говорю тебе.

(далее Будда подобным образом проходит по всем каналам восприятия, включая ум).

Это значит, что мы уводим внимание от этого приятного явления, и даже более того, сознательно культивируем в себе восприятие этого явления как чего-то неприятного. Вот, например, МН152, Индриябхавана Сутта:

10. И что значит, Ананда, быть учеником, достигшим начальных ступеней, вступившим на путь? Вот, Ананда, когда монах видит форму глазом, когда монах слышит звук ухом, когда монах чует запах носом, когда монах чувствует вкус языком, когда монах воспринимает телесное ощущение телом, когда монах познаёт умственный объект умом, в нём возникает либо положительное отношение, либо отрицательное отношение, либо равнодушное отношение. Из-за этого возникшего положительного, отрицательного или равнодушного отношения он чувствует себя устыжённым, униженным и отравленным. Вот что значит быть учеником, достигшим начальных ступеней, вступившим на путь.

11. И что значит, Ананда, быть Благородным с [полностью] развитыми органами чувств? Вот, Ананда, когда монах видит форму глазом, в нём возникает либо положительное отношение, либо отрицательное отношение, либо равно-душное отношение.

Если он желает воспринимать неотвратительное в отвратительном ― он будет пребывать, воспринимая неотвратительное в отвратительном.

Если он желает воспринимать отвратительное в неотвратительном ― он будет пребывать, воспринимая отвратительное в неотвратительном.

Если он желает воспринимать неотвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном ― он будет пребывать, воспринимая неотвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном.

Если он желает воспринимать отвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном ― он будет пребывать, воспринимая отвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном.

Если он желает, избегая и неотвратительного, и отвратительного, пребывать в спокойствии осознанным и бдительным ― он будет пребывать в спокойствии по отношению к этому, будучи осознанным и бдительным.

(далее в сутте перечисляются остальные каналы восприятия).

Удержание внимания от приятного или неприятного, что порождает цепляние, в суттах называется охранением органов чувств. Восприятие приятного как неприятного — это практика созерцания отвратительного, тоже постоянно встречающаяся в суттах.

Счастье или наслаждение, о котором говорит Будда, и в котором укореняется его ученик, это счастье и наслаждение спокойного ума, утихшей болезненной активности ума, гармоничного сочетания факторов просветления. Достижение такого рода счастья невозможно без достижения полной внутренней непричастности к чувственным удовольствиям. Почему? Потому что если приятное или болезненное продолжает дёргать наш ум туда-сюда, он не может быть безмятежным. Вот такой парадокс: если мы гонимся за удовольствиями, мы теряем способность испытывать по-настоящему глубокую радость.

В той же сутте МН152:

«Во мне возникло положительное отношение, во мне возникло отрицательное отношение, во мне возникло равнодушное отношение. Но всё это обусловлено, грубо, возникло зависимо. Тогда как спокойствие ― мирно и возвышенно». Возникшее положительное отношение, возникшее отрицательное отношение, возникшее равнодушное отношение прекращаются в нём и устанавливается спокойствие.

Кроме того, раз уж вы заговорили об осознанности, то давайте рассмотрим этот момент. Дело в том, что обычно под термином «осознанность» понимают просто наблюдение за воспринимаемым. И тогда получается, что, предаваясь наслаждению, мы можем вроде бы оставаться осознанными. Но проблема в том, что Будда под осознанностью понимал нечто иное, нежели просто наблюдение за воспринимаемым. Осознанность согласно Будде (по крайней мере так считают в нашем сообществе) это памятование о том, чтобы наблюдать, как внимание ума движется от одного явления к другому, памятование о том, чтобы наблюдать, КАК работает наш ум.

Теперь внимание: чтобы наслаждаться удовольствием, необходимо полностью в него погрузиться, вовлечься в него. Но тогда невозможно будет наблюдать за тем, КАК происходит это вовлечение, наблюдать за тем, что происходит в уме, потому что два эти состояния — вовлечённость и наблюдение за процессом вовлечения — противоречат друг другу. Таким образом, предаваться  чувственному наслаждению, оставаясь при этом осознанным — НЕВОЗМОЖНО.

С позиции концепции Зависимого Возникновения, наслаждение чувственным удовольствием это уже как минимум упадана, цепляние. Если мы видим возникновение цепляния и не отпускаем его, то мы тем самым позволяем помрачённому процессу развиваться. Если же мы цепляние отпускаем, то пресекаем цепочку Зависимого Возникновения и в результате — о каком наслаждении может идти речь?

Осознанные наслаждения

Осознанные наслаждения: 2 комментария

  • 03.03.2019 в 19:06
    Постоянная ссылка

    В принципе, например, слушать музыку или играть в компьютерную игру, или заниматься спортом означает получать удовольствие и вовлекаться в процесс. При этом действия не пагубные и довольно нейтральные, как мне кажется. Это также препятствует продвижению и этого делать не рекомендуется? При этом при отказе от этого наверняка возникнет чувство неудовольствия, как минимум.

    Ответить
    • 03.03.2019 в 19:49
      Постоянная ссылка

      Хороший вопрос. Мы движемся постепенно. Для начала у нас есть пять предписаний, а также определённые триггеры, которые явно запускают в нас помрачённые состояния. Мы соблюдаем предписания, удерживаем внимание от тех триггеров, насколько это возможно. Применяем определённые практики и стратегии, позволяющие уменьшить зависимость, практикуем умеренность. Постепенно ум переучивается. В целом тот факт, что, будучи лишёнными чего-то, мы испытываем неудовольствие, уже является признаком наличия здесь страстного желания и цепляния. Но работа с этим довольно редко ведётся «в лоб». Кроме того, из перечисленных занятий некоторые (например, спорт), могут практиковаться и без вовлечения и страстного желания, более того — даже с пребыванием в джхановых состояниях.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *