Впечатления от 10-дневного курса Метты в Индонезии. Декабрь 2015

автор: Павел Каторгин

bali-meditation-centerС 14 по 24 декабря 2015 года в Индонезии, на острове Бали, поодаль от туристической суеты, я проходил десятидневный курс Медитации Любящей Доброты с Бханте Вималарамси. Курс включает в себя много улыбок и медитаций, благородное молчание, 8 предписаний, ежедневные интервью с Бханте и ежевечерние беседы о Дхамме. В Индонезии подобные курсы организуются регулярно. Языки курсов: английский и индонезийский.

Особенности Техники и Рекомендации Бханте

Медитация, которой обучает Бханте называется TWIM (Tranquil Wisdom Insight Meditation, Медитация Прозрения Спокойной Мудрости). Метта — это важная ее часть, но это далеко не все.

Его техника, одна из немногих, согласуется с методом практики, который описан в суттах Палийского Канона (за исключением созерцательных практик, таких как «непривлекательность тела», 9 созерцаний на кладбище и т.п.).

В TWIM, как и в Суттах, нет четкого разделения или рекомендаций о том, что нужно развивать Спокойствие (саматха), Прозрение (випассана) и Доброжелательность (метта) в разное время (в разные медитативные сессии или в разном порядке).

То есть практикуя TWIM, ваш ум собран (Бханте предпочитает использовать понятие «собранность ума», а не «сконцентрированность»), эта собранность не точечная и поглощенная, а живая, теплая и просторная и вы очень легко и естественно можете наблюдать, как перемещается внимание.

Меня лично немного смущали такие «маркетинговые названия», как TWIM, DROPS, 6R вместо Бхавана, Саммасати и Саммавайамо, но когда я принял во внимание, что Бханте преподает в США, где буддистская терминология вряд ли знакома всем, и вспомнил, что Будда говорил монахам изучать Дхамму на том языке, который понимаешь, «смущение» прошло.

Более детально с данной техникой можно познакомиться здесь. Сам Бханте не называет технику своей, так как он лишь собрал воедино все, что почерпнул за годы глубокого изучения Сутт Палийского Канона.

Благородные Истины у разных учителей

nina-bali-2015
Легендарная Нина

Если многие учителя медитации делают большой акцент на Страдании и Жажде, то есть на Первую и Вторую Благородные Истины, то Бханте очень активно пропагандирует, рекомендует и напоминает, что суть практики — это Избавление от Страдания (то есть делает больший акцент на Третьей Благородной Истине).

Кстати, отчасти и поэтому на его ретритах многие, даже неопытные медитаторы могут сидеть по много часов без мучительных болей и тяжелых психических состояний. К примеру, на этом ретрите была индонезийская девушка Нина, которая однажды медитировала 7 часов не меняя позу.

Зависимое Возникновение

Если многие учителя — сторонники Комментариев учат рассматривать Три Характеристики (Непостоянство, Страдательность и Неперсональность), то Бханте постоянно повторяет о важности прямого медитативного постижения Зависимого Возникновения.

Это согласуется с Суттантой: «Тот, кто видит зависимое возникновение – тот видит Дхамму. Кто видит Дхамму, тот видит зависимое возникновение» (mn 28).

Бханте очень часто повторяет, что можно видеть сколько угодно непостоянства или другой характеристики, но так и никогда не увидеть Зависимого Возникновения. Но видя Зависимое Возникновение невозможно не увидеть непостоянство, страдательность и неперсональность.

Еще один важный аспект

Первая из инструкций по практике Метты — это улыбка. Бханте подтверждает сам, и это знают все, кто знаком с Суттами, что в них нет ничего про улыбку во время медитаций и повседневной жизни, но аргумент Бханте в пользу улыбки очень короткий:

Вы медитируете для того, чтобы стать счастливыми, правильно? Когда вы счастливы, какое у вас выражение лица?

И, пересилив себя (первые два дня я с большим трудом улыбался и был внутренне возмущен подобной «глупостью» и «выглядением как дурак»), я увидел, что улыбка работает, работает очень глубоко и позволяет уму и его привычным тенденциям следовать по более умелому руслу во время возникновения отвлечений и других феноменов.

Собранность Ума

Три части Благородного Восьмеричного Пути, относящиеся к Самадхи, Бханте переводит так:

Правильное Усердие — Гармоничная Практика
Правильная Осознанность — Гармоничное Наблюдение
Правильное Сосредоточение — Гармоничная Собранность

Изюминка и великолепная особенность

Изюминка и великолепная особенность техники Бханте — это Правильное Усилие, то есть способ работы с отвлечениями ума.

Это его знаменитые 6R (six «R», шесть «Эр»)

Recognize — распознать отвлечение
Release — разжать умственную хватку — не питать его вниманием
Relax — расслабить напряжение очень тонкое, «нитевидное», возникшее в верхней части головы, вызванное отвлечением
Resmile — радостно улыбнуться — вернуть ум к легкому и приятному состоянию
Return — развернуть ум к объекту медитации (на ощущение Метты [тонкое теплое приятное чувство] в области груди или головы)
Repeat — рестарт цикла при необходимости

Сугубо практические рекомендации

Бханте очень активно рекомендует медитирующим:

дорожка для медитации во время ходьбы
Дорожка для медитации во время ходьбы
  • Не менять позу во время сидения и вообще не шевелиться (максимум это выпрямлять спину, если та согнулась).
  • Бханте часто повторяет, что медитация — это способ глубокого, чистого понимания действительности, а не сидение в определенной «специальной» позе. Поза должна быть максимально удобной, чтобы можно было как можно меньше отвлекаться на беспокоящее тело, поэтому часто рекомендует медитирущим сидеть на стуле. Это очень актуально для тех, кто в отличие от жителей южных стран, с детства сидел на стульях и может потратить много времени только на то, чтобы научиться сидеть в позе со скрещенными ногами.
  • Бханте очень рекомендует медитации во время ходьбы. Минимум 30 минут сидя, минимум 15 минут ходьбы.

Самый важный аспект

Скорее всего, самый важный аспект техники, который я пронаблюдал, заключается в том, что этой медитацией, в отличие от практически всех остальных, можно заниматься все время. Ведь улыбаться максимально часто и использовать «6R», когда возникают отвлечения, куда проще, чем погружаться в однообразные умственные действия, подчас с повседневными активностями просто несовместимые. TWIM реально делать даже в таких сложных для медитаторов сценариях, как, к примеру, прием пищи, разговор и работа за компьютером.

Распорядок дня и дисциплина

Распорядок дня

5.00 Подъем
5.00 – 5.30 Умывание
5.30 – 7.00 Собрание в Дхамма Холле для принятия 8 предписаний и медитации
7.00 – 8.30 Завтрак, стретчинг (личные упражнения), душ
8.30 – 11.00 Медитация во время ходьбы, затем сидячая, дальше на усмотрение медитирующего
11.00 – 12.00 Ланч
12.00 – 13.30 Отдых
13.30 – 17.30 Медитация во время ходьбы, затем сидячая, дальше на усмотрение медитирующего
17.30 – 18.30 Вечерний чай / душ
18.30 – 20.30 Беседа о Дхамме (с переводом на индонезийский)
20.30 – 22.00 Сидячая медитация
22.00 – 05.00 Отбой

С третьего дня в периоды с 09.00 до 11.00 и с 14.00 до 17.00 проводятся интервью с Бханте, около 5-10 минут на каждого медитирующего.

Из необычного (во всяком случае, для меня)

  • Предписание № 8: вместо воздержания от сна на высокой и мягкой постели мы принимали предписание: «Быть добрым и любящим к себе и другим существам».
  • Медитирующим нужно рассказывать о своих опытах в медитациях во время интервью, что для меня было довольно непривычно, так как на других ретритах нам повторяли из раза в раз, что за опыты держаться не стоит и привязываться к ним тоже не стоит, посему и учителю о них знать не нужно. Но оказалось, уже с первого моего ретрита было много чего интересного, и если бы в это всмотреться получше (без «отталкивания», чтобы «не прицепиться»), можно было бы углубить и медитацию и понимание подлинных принципов работы ума.
  • Волонтеры и менеджеры курса. Помимо официального менеджера курса, с которыми можно решать бытовые и т.п. вопросы. Всем студентам по желанию предлагается выбрать себе «мини-служение», как, к примеру, бить в гонг в определенное время (объявляя подъем, или завтрак, или начало медитативных сессий), приносить еду Бханте и другим монахам и т.д. Не обязательно на все 10 дней курса. К примеру, я записался бить в гонг на три дня. И в последние дни помогал накрывать завтрак Бханте и другим монахам.
  • В конце все делились впечатлениями.
    После курса все собрались вместе в Дхамма Холле, пофотографировались с Бханте Вималарамси и делились впечатлениями, кто какие трудности превозмог, кто что понял, пожелания и пр. Было очень приятно, очень позитивно, мне переводили все, что говорили участники на индонезийском, но казалось, что перевод не нужен.

john-bows-to-bhanteДалее все традиционно:

  • Медитирующим не нужно рассказывать о своих опытах друг другу
  • Нужно прилично одеваться: закрытые плечи и колени, ничего прозрачного и просвечивающего, также не использоваться парфюм (предписание №7) и другие сильно пахнущие средства (в т.ч. от насекомых)
  • Воздерживаться от ритуалов
  • Участник курса соглашается с легкостью принимать рекомендации от служителей и Бханте
  • Нужно сдать телефон и другую «опасную» технику, которая мешает «навигации»

Условия участия и проживания

  • Даты 14-24 декабря 2015
  • Расположение, Bojjhanga Bhavana Center, Кинтамани, о. Бали, Индонезия www.baliretreatcenter.com
  • Языки: английский и индонезийский
  • Регистрация: написал письмо организаторам, адрес нашел на сайте http://dhammasukha.or.id, мне выслали письмо с условиями и анкету. Получил подтверждение, сделал перевод описанный в следующем пункте
  • Курс проходит в арендованном центре (Bojjhanga Bhavana Center), на одного медитирующего стоимость пребывания составляет 1 700 000 индонезийских рупий (на 2015 около 120$) на все дни, с питанием и трансферами до центра, деньги переводятся заранее, банковский счет был в письме. Я попросил сделать перевод Вестерн Юнионом, это сложности не составило.
  • Пожертвования: к оплате не относятся и принимаются в конце на добровольной основе.
  • Климат значительно прохладнее, чем в курортных зонах Бали. По ночам даже просыпался от холода (спал на полу, на кровати холодно бы не было), медитировали до обеда в кофтах и иногда даже в носках.
  • group-bali-2015Количество участников:
    максимум 35 человек, преимущественно новички (для тех, кто уже проходил курс с Бханте, есть отдельный Advanced (Продвинутый) ретрит в 2016-м, с 3 по 13 января), но это не строго. На курсе были студенты, которые проходили уже 6-ой курс.
  • Проживали все в отдельных комнатах.
  • Трансфер из аэропорта Денпасар до Центра в первый день. Обратно в аэропорт в последний день. Служители курса договорились заехать на ланч и за сувенирами, так как многие медитаторы были из Джакарты, для них прилет на Бали был тоже путешествием, достойным покупки сувениров. То есть все было довольно гибко и очень гостеприимно.
  • Питание
    В описании было заявлено вегетарианское, но было довольно нестрогим, практически каждый день были яйца; с середины курса, в дополнение к вегетарианским блюдам подавали курицу, свинину и рыбу. Что для меня было необычным. Также часто давали манго и авокадо.
  • Общая строгость
    Была весьма сострадательная и толерантная, к примеру некоторые студенты несколько раз беседовали, за что получали замечания во время вечерних лекций, но никого не выгоняли. В целом дисциплина была хорошей и располагающей к теплой и мягкой медитации.
  • Люди на курсе
    Все были практикующими буддистами (только один пожилой человек был католиком), все были дисциплинированы и улыбчивы, не мешали друг другу. По странам: был один парень из Малайзии, был один парень из Казахстана — ваш покорный слуга, остальные были из Индонезии (в основном из Джакарты). Большинство участников либо отлично, либо хорошо говорили по-английски. Служители говорили по-английски просто прекрасно. Бханте Вималарамси — американец.
  • Впечатления о Центре
    Центр очень уютный и компактный, очень умиротворяюще декорирован, окружающая природа также хороша: залив с прибрежной деревушкой, гряда невысоких гор и даже вид на живой вулкан (последний активности не проявлял).

Фотоальбом

http://vk.com/album-63413994_225912205

Итоги

Для меня, в прошлом строгого и сурового к себе медитатора, этот курс был настоящим открытием, настоящим приобретением и не менее настоящим облегчением. Я познакомился с прекрасной техникой глубже и лучше, чем после чтения и прослушивания записей Бханте.

Просто невозможно не порекомендовать пройти такой ретрит всем — и уже опытным медитаторам, которые уже нашли свое, и тем, кто только направляет внимание на медитативные практики.

Это очень гармоничный, очень приятный, очень здоровый, ясный и быстрый способ работы с умом.

С улыбкой и меттой 

Павел Каторгин

Ретрит Метта 2015 Индонезия — Павел Каторгин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

X
Поделиться