metta stagesМожно сказать, что в Метта-бхаване мы проходим через несколько стадий:

1. Стадия «К».

Здесь Метта направлена на тот или иной объект, каждый момент времени. Объекты могут сменять один другой, как в повседневной практике, но в каждый конкретный момент Метта направляется к конкретному объекту, даже если этот объект — «всё вокруг». Первая джхана.

2. Стадия «ИЗ».

Здесь мы сами становимся источником Метты, подобно тому как лампочка является источником света. Она светит во всех направлениях и не нуждается в каких-либо объектах, чтобы их освещать. Мы можем сидеть в одиночестве в пустой камере, не думая ни о ком, и при этом излучать Метту. Переходом между стадиями 1 и 2 является медитация на трёх родах людей и на шести направлениях. Вторая и третья джханы.

3. Стадия «ЕСТЬ».

Здесь больше нет источника Метты. Теперь мы видим Метту как основу, или базовую характеристику бытия как такового. Переход к этому — когда мы чувствуем наше тело исчезающим и когда Метта переходит из сердца в голову (поскольку тело исчезло). Метта начинает менять качество, превращаясь в Каруну — Сострадание. Четвёртая джхана и Место Бесконечного Пространства.

4. Стадия «В».

Здесь Метта становится всё более тонкой, проходя через остальные три брахмавихары. Сначала это Каруна, на предыдущей стадии, затем Мудита — Радость. И наконец это Равностность, Упеккха. По сути, наше сознание просто становится всё более чувствительным и тонким, и брахмавихары в этом ряду — это всё более утончающиеся чувства / атрибуты сознания. Мы как бы идём глубже и глубже в суть бытия. Это Место Бесконечного Пространства, Бесконечного Сознания и начало Места Отсутствия Явлений. По другой классификации — пятая, шестая и седьмая джханы.

5. Стадия «МЕЖДУ».

Здесь в медитации мы идём ещё глубже брахмавихар, сознание становится ещё более тонким и тихим, нежели Равностность. Наше сознание созерцает то, что МЕЖДУ явлениями сознания, само сознание как таковое. Это — Место Отсутствия Явлений. Седьмая джхана и начало восьмой — Ни Восприятие, Ни Невосприятие.

6. Стадия «НОЛЬ».

Здесь мы уже даже не можем сказать, есть ли сознание или нет. Это максимально тонкое состояние. Настолько тонкое, что воспринимается лишь постфактум, как своего рода блэкаут. Место Ни Восприятия, Ни Невосприятия. Восьмая джхана и Прекращение.

7. Ниббана.

Когда мы выходим из стадии Ноль, однажды мы вдруг прозреваем в то, как Бытие работает в принципе, так что больше не остаётся в этом тёмных пятен.

Стадии Метта-бхаваны

Стадии Метта-бхаваны: 4 комментария

  • 03.11.2016 в 08:47
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Как определить истинную (правильную) буддийскую Метта от простого теплого чувства или игры в воображении? Сел удобно на стульчик — и релаксируешь в воображении, желая всего хорошего по схеме я-ты-они:)))

    Ответить
    • 03.11.2016 в 09:11
      Постоянная ссылка

      Поначалу мы, скорее всего, и не сможем излучать «настоящую» метту. Достаточно будет такого вот тёплого счастливого чувства. Со временем оно будет развиваться и пройдёт все брахма-вихары. Можно это интерпретировать и так, что и это простое счастливое чувство есть настоящее буддийское чувство любящей доброты, просто в его наиболее простом виде. Начинаем мы чаще всего с него. Сам Будда начинал с него. Это чувство покоя и счастья, как когда мы сидим на берегу реки ясным летним утром или вечером в отпуск и просто наслаждаемся всем вокруг. Отдыхаем. Вот это оно самое. Потом мы начинаем согревать этим чувством другого, делиться им.

      Ответить
  • 02.10.2017 в 09:46
    Постоянная ссылка

    Мудита — это же сорадование. А для сосредоточения используется только метта или предварительно и практика сосредоточения на дыхании?

    Ответить
    • 02.10.2017 в 11:24
      Постоянная ссылка

      Сорадование — это один из принятых переводов. Весь вопрос в том, как этот термин понимать.

      Что касается второй части вопроса — нет, опора на дыхании — это другой метод.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

X
Поделиться