Вопрос. Разве человек в любящей доброте может быть жесток?

Ответ. Жесток — нет, суров — ещё как. Бывало, Бханте почти физически вышвыривал какого-нибудь ученика за дверь. Кричал на него. Потом, когда тот человек исчезал, Бханте поворачивался к присутствующим, улыбался и говорил: «Это было необходимо».

В суттах мы тоже находим подтверждение этому.

Проблема в том, что у нас иногда какие-то свои представления о «людях в любящей доброте» — что они такие милые воздушные существа, приятные каждому и т.д. Сплошной такой фруктовый кефир и, знаете ли, котёночки в бантиках. Ну, эти представления это ведь наши проблемы, а не тех людей, не так ли. Они не обязаны им соответствовать.

Плюс мы как правило с огромным трудом отличаем жестокость и суровость. Жестокость это проявление неприязни вплоть до ненависти. Суровость это одно из возможных проявлений любящей доброты.

Любящая доброта и жесткость

Любящая доброта и жесткость: 4 комментария

  • 08.08.2018 в 07:59
    Постоянная ссылка

    По каким критериям в любящей доброте
    Проявляется суровость?
    Для суровости необходима мудрость и осознавание?
    Из которых происходит точное понимание что именно это поведение необходимо в дангый момент.
    Если например человек пред тобой неадекват и агрессия от человека,
    Каким образом проявлять суровость или делать посыл любящей доброты. Разве в сутрах Будда не учил примерам того что даже если вас расчленяют на части, то в своем уме мы можем оставатся в покое, понимая что ум незатронут все сотавное итп. И чем это отличается от махаяны и чань, где суровость наставника метод по ситуации для пробуждения ученика.

    Ответить
    • 08.08.2018 в 09:14
      Постоянная ссылка

      Смысл статьи был скорее в том, что любящая доброта вполне может сочетаться с ситуативной суровостью. Примерно как любящий родитель может иногда проявлять суровость с ребенком, если он видит, что мягкость в данном случае не работает.

      Наша задача как последователей Будды — сохранять спокойный и любящий ум, даже если нас распиливают на части. Именно об этом Будда говорит в МН21, которую вы, видимо, имели в виду. Там он говорит именно о состоянии ума, тогда как действия в некоторых ситуациях могут быть довольно суровыми. В другой сутте Будда говорит, что жёсткие слова он, бывает, говорит, когда видит, что они принесут пользу и тот человек их воспримет правильно (МН58).

      Тем не менее, каких-то четких правил, в каких ситуациях суровость необходима, нет. Это вещи довольно индивидуальные. Можно лишь сказать, что необходимо стремиться сохранять спокойный любящий ум, и учиться различать твердость, суровость и жестокость (это три разных понятия). Это умение — вопрос практики, хотя в целом детализацию можно углублять.

      Ответить
  • 08.08.2018 в 12:30
    Постоянная ссылка

    Ни жестокость ни суровость могут не оказать влияния на развитие или на исправление человека когда как мудрая мягкость может быть очень действенной. Трудность в том, что мудростью надо обладать, что не всем доступно. И потому прибегаешь к другим средствам. Будда был мудрым.

    Ответить
    • 08.08.2018 в 13:03
      Постоянная ссылка

      Ну вот Будда иногда был довольно суров. Например, в одной из сутт группа монахов, придя к нему, остановилась неподалеку. При этом монахи болтали и сильно шумели. Тогда Будда их «отпустил». Иными словами, сказал, чтобы они ушли. Понурясь, монахи побрели прочь. И только после того, как Будду стали уговаривать его родственники и боги, он разрешил монахам вернуться. В целом, он периодически мог сказать что-то суровое.

      Жестокость не может иметь положительных результатов в любом случае, суровость же иногда оказывается уместна.

      Трудность в том, что необходимо сохранять любящую доброту, что не всем доступно. И тогда суровость превращается в жестокость. Но Будда пребывал в любящей доброте. 🙂

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *