Вопрос. Как соотносится концепция кармы с современной психологической наукой? Как эту концепцию можно использовать в психотерапии?

Ответ. Здесь, на самом деле целых два вопроса. Первый – что такое карма с буддистской точки зрения. Второй – отношение этой концепции и современной психологической науки.

Прежде всего, слово карма или камма* связано с понятием «действие». Когда мы совершаем какое-либо действие – умственное, вербальное и физическое – наш ум определённым образом меняется. Это могут быть нежелательные изменения, ведущие в дальнейшем к увеличению страдания за счёт укрепления нерациональных схем поведения (подобные изменения являются следствием действий, обусловленных страстным желанием) — это неблагоприятная карма, но могут быть и положительные изменения, делающие наш ум более спокойным, открытым, радостным, гармоничным — это благоприятная карма. Именно такие вот следы наших действий формируют в целом архитектуру нашей психики. А архитектура нашей психики формирует всю нашу жизнь.

Плохая новость состоит в том, что карму невозможно изменить, невозможно повлиять на то, что уже сделано.

Хорошая новость в том, что если мы данное изменение в уме не обновляем новыми действиями, оно постепенно истощается и сходит на нет, так или иначе находя своё выражение в нашей жизни. Эта новость именно хорошая потому, что так происходит не только с благоприятной кармой, но и с неблагоприятной.**

Бывает, впрочем, и так, что до определённых пор след какого-то нашего прошлого действия может находиться в спящем состоянии, не встречая условий для своего проявления. Простой пример – если вы в детстве реагировали агрессией на грубые слова, то во взрослом состоянии эта карма не будет проявляться до тех пор, пока кто-то не нагрубит вам. Скорее всего, до тех пор вы даже не будете подозревать об этой своей карме.

Таким образом, с буддистской точки зрения учения типа «Диагностики кармы» не только бесполезны, но и вредны. Весь наш ум состоит из нагромождений кармических следов. Разбираться в них можно до бесконечности, параллельно порождая новые завалы новыми действиями. Кроме того, эти завалы настолько многофакторны, что понять, какие ваши прошлые действия привели к тем или иным событиям в вашей жизни, попросту невозможно, учитывая ещё и тот факт, что не всё в вашей жизни зависит от ваших прошлых действий. Учение о карме вообще не об этом. Оно не о прошлом, а о будущем. Мы не можем повлиять на прошлое, но можем повлиять на будущее, изменяя своё поведение прямо сейчас.

То есть, для буддиста и о будущем беспокоиться не имеет смысла: и прошлого и будущего не существует. Есть настоящее, и именно на него нужно направить внимание. Но не в том смысле, как это обычно понимается, когда говорится о «здесь и сейчас». Это ещё одна концепция, популярная в наши дни, но понятая ложно. Быть здесь и сейчас не означает ни о чём не думать, а лишь предаваться восприятию происходящего в настоящий момент. Мы технически не можем воспринять настоящий момент — наш мозг запаздывает с восприятием и мы всегда воспринимаем то, что уже в прошлом. Кроме того, если бы в этом заключалась суть просветления, то мы должны были бы избрать в учителя какого-нибудь ёжика, который уж точно живёт настоящим моментом.

Тогда о чём же здесь речь? О том, чтобы отпускать мысли, связанные с сожалением о прошлом и с тревогой о будущем, а вместо этого практиковать Восьмеричный Путь прямо сейчас: наблюдать за тем, что происходит в уме, отпускать неблаготворные состояния ума, взращивать благотворные. Сторониться злого, совершать доброе, очищать сознание. Именно так мы не даём дурной карме укрепляться и разрушать нашу жизнь, именно так мы укрепляем благотворную карму. В результате наша жизнь постепенно сама естественным образом преображается.

Итак, с буддистской точки зрения необходимо лишь не порождать новую неблагоприятную карму, давая старой разрядиться. Каким образом это происходит? Через самонаблюдение (осознанность) и применение Гармоничного Усилия – 6Р. На практике, если мы вернёмся к вышеприведённому примеру, это будет выглядеть так. Я наблюдаю за собой и вижу, что когда кто-то грубит мне, я прихожу в ярость. Раньше я бы просто вспылил в ответ, породив новую карму. Сейчас же я, видя появление гнева, отпускаю его, расслабляюсь, переключаю внимание на что-то конструктивное. Постепенно, повторяя это раз за разом, практикуя мысленные упражнения, в которых я прокручиваю подобные ситуации в уме и совершаю Гармоничное Усилие, я приду к тому, что эта моя склонность – гневно реагировать на грубость – сойдёт на нет, поскольку постепенно растворится то напряжение, на котором она держится.

Кроме того, с точки зрения буддистского подхода не так уж важно, в чём причина такой моей реакции. Не нужно копаться в прошлом, пытаясь выловить ту детскую травму, которая в итоге прописала в моей психике данную схему. Важно другое: наблюдать, КАК происходит развитие этой реакции, и отпускать свою вовлечённость в ситуацию на максимально ранней стадии. Важно научиться видеть, что всё это — лишь механические процессы, происходящие в уме. Это не «я», это — «это».

Таков подход в учении Будды. Мы не занимаемся психоанализом, не стараемся докопаться до первопричин (этой археологией, в принципе, можно заниматься бесконечно, потому что у каждой причины есть своя причина). Мы просто работаем над тем, чтобы не порождать новую дурную карму.

К сожалению, в том, что касается психологии и психотерапии — как всё вышеизложенное можно использовать в этих областях, я вряд ли могу дать квалифицированный ответ, так как знаком с темой недостаточно глубоко, поэтому ответ на вторую часть вопроса оставляю профессионалам.

———

*Карма и камма это одно и то же слово, но на разных языках: первое на санскрите, второе – на языке пали.

**При этом в ходе практики Восьмеричного Пути карма исчерпывает себя ускоренными темпами и в наименее болезненных формах.

Карма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *