Вопрос. Как мне сейчас представляется, поддержание улыбки во время практики и в повседневной жизни не всегда является правильным, <поскольку> принудительная улыбка способствует игнорированию элементов опыта, который получаешь как в повседневной жизни, так и во время практики. <…>

Как мне думается, лучше заменить её на  благодарность и признательность за получаемый в жизни и практике опыт. Ведь, даже логически, опыт обусловлен собственной кармой и направлен на устранение помрачений сознания. Нельзя быть не благодарным получаемому опыту, и это осознание, как мне кажется, ведёт к настоящей неподдельной улыбке ума и способствует приобретению настоящего гармоничного  спокойствия. Что вы об этом думаете?

Ответ. Практика улыбки это по сути культивирование «лёгкого» ума. То есть речь идёт не об игнорировании негативного опыта, а об ином отношении к нему. Какое это отношение? В качестве примера могу привести то, как реагирует на обстоятельства главный герой фильма «Жизнь прекрасна». Игнорирует ли он негативные элементы опыта, например тяготы пребывания в концлагере? Вряд ли было бы правомерно так сказать. Но он определённо относится к ним иначе, чем мы привыкли. Как? ЛЕГКО.

Лёгкое отношение к реальности зачастую требует высочайшего самообладания и мужества. Вся наша система кричит, что происходит нечто ужасное, но мы, вместо того, чтобы поддаться этой панической сирене… улыбаемся. Улыбаемся в лицо опасности, улыбаемся в лицо аду, в лицо боли. Это позволяет нам не сжиматься, не закрываться от реальности, а смотреть на происходящее более спокойно и отстранённо.

Однако, действительно, в некоторых ситуациях улыбка неуместна либо просто становится не до неё. Но во-первых, таких ситуаций намного меньше, чем мы обычно думаем. Настолько меньше, что можно сказать, что нужно взращивать внутреннюю улыбку всегда. Во-вторых, если мы не можем улыбаться, хотя бы внутренне, в какой-либо ситуации, то по крайней мере можно постараться смотреть на неё без ненависти и напряжения, с милосердием и пониманием.

По поводу благодарности и признательности за получаемый опыт. Во-первых, вышесказанное этому подходу не противоречит. Во-вторых, этот подход тоже не универсален. Некоторые ситуации с трудом можно принять с благодарностью и признательностью (к кому бы то ни было; к кому именно — это отдельный вопрос, кстати). Например, если речь идёт о страдании других людей или животных. Здесь больше подходит скорее принятие. В-третьих, тезис о том, что любой наш опыт обусловлен нашей кармой, с позиции учения Будды — не верен. Некоторые ситуации обусловлены, некоторые совсем нет, или обусловлены лишь в некоторой степени. Но что точно обусловлено нашей кармой — так это наши реакции на данный опыт, наше отношение к нему. Но именно эти реакции, это отношение мы и можем менять.

Всегда ли хороша улыбка и прочее.
Метки:    

Всегда ли хороша улыбка и прочее.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *