Вопрос. Я вижу, как раздражаюсь на близких людей, и тоже стараюсь наблюдать, но наблюдение за раздражением очень энергозатратно. И я вообще пытаюсь понять природу этого раздражения и от чего оно возникает. Пока не понимаю, причина во внешнем мире или во мне. Может, по мере медитации раздражительность уменьшилась, но всё равно есть… А вы сталкивались с такого рода раздражением?

Ответ. Ну конечно, пока человек не стал анагами пхала, раздражение его посещает в тех или иных обстоятельствах.

Можете не ломать голову: причина нашего раздражения это всегда мы сами. Иначе не было бы никакой надежды когда-либо с этим раздражением справиться. Люди могут вести по-всякому, но как реагировать на их поведение — это уже тема нашей практики.

Здесь есть несколько практических моментов:

  1. Раздражение относительно других людей это всегда неприятие. Мы хотим, чтобы они вели себя иначе, чем есть. В результате возникает напряжение (страстное желание). Это порождает раздражение. Часто бывает полезно посмотреть, что именно мы требуем от этого человека, и перестать это требовать, дать ему или ей жить своей жизнью.
  2. Нужно научиться легко принимать собственные негативные реакции, в том числе раздражение. Да, есть раздражение. Это нормально, зачем на этой почве порождать новую негативную реакцию? Лучше отнестись к этому с улыбкой: «Хи-хи, это опять случилось, ум опять сделал это. ОК, это рабочий момент. Будем двигаться дальше». Постепенно мы учимся смотреть на ум легко, отстранённо, спокойно, как на стихию.
  3. Бывает так, что сам человек непонятно почему рядом с нами. В одной книге встретилось такое выражение: «отношения с этим человеком больше, чем их реальное основание». Иными словами, с некоторыми людьми целесообразнее расстаться или держать дистанцию.
  4. Тренировку ума для преодоления раздражения нужно проводить прежде всего вне отношений с этим человеком, то есть когда мы его/её не видим, не слышим и не воспринимаем как-либо ещё. Для этого полезно будет:
  • Вспомнить те ситуации, в которых мы испытывали раздражение, и посмотреть на них другими глазами, глазами спокойствия, дружелюбия и милосердия.
  • Практиковать медитацию принятия/прощения по отношению к этому человеку.
  • Выработать самма-санкаппу — гармоничное намерение — по отношению к этому человеку, примерно как в Какачупама Сутте (МН 21):

«Но как бы то ни было, вот как каждый из вас должен тренироваться: «На мой ум это не будет оказывать влияния, я не буду говорить злых слов. Я буду оставаться милосердным к этому человеку, желать ему благополучия, с доброжелательным умом, без внутренней злобы. Я буду излучать ему сердечное дружелюбие, и начиная с него я буду наполнять и охватывать весь мир умом, полным сердечного дружелюбия ― щедрым, обширным, безмерным, свободным от враждебности и недоброжелательности». Вот как каждый из вас должен тренироваться».

  1. Во время самого контакта с этим человеком, насколько это возможно, нужно памятовать о дружелюбии, улыбке, необходимости отслеживать свои реакции и отпускать злые мысли. Помните о милосердии. Попробуйте посмотреть на этого человека глазами сочувствия. Если есть возможность — посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь, даже через силу. Выучите 9 качеств Будды, и в критический момент мысленно их произносите, расслабляясь. Это поможет переключиться от эмоций к более конструктивному состоянию.

Постепенно мы начнём смотреть на этого человека иначе, и раздражение перестанет возникать.

И напоследок — две замечательные сутты в тему: АН 5.161 и АН 5.162 и ещё один пост на эту тему.

Раздражение
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *