Вопрос. Чем в учении Будды является внутренний диалог?

Ответ. Сначала определимся, что такое внутренний диалог или монолог в принципе. Судя по названию, это вербальная мыслительная деятельность ума. С точки зрения учения Будды, это довольно поверхностный пласт умственных явлений, который полностью затихает при переходе от первой джханы ко второй. На первой джхане вербальная деятельность ума ещё возможна, хоть и связана исключительно с объектом медитации. В буддистской практике это самое начало медитативного процесса.

Многие практикующие жалуются на навязчивость «внутреннего комментатора», который, зачастую, не умолкает ни на секунду. Это явление связано с наличием внутреннего напряжения, и бороться с ним не только не нужно, но и вредно. Постепенно, по мере снижения уровня общей напряжённости, навязчивый внутренний комментатор замолкает естественным путём.

Кроме того, если попробовать немного углубиться в процессы, происходящие в нашем уме, то можно увидеть, что внутренний диалог это намного более сложное явление, чем может показаться на первый взгляд. Например, если комментирование происходит не в виде слов, а в виде образов — это диалог-монолог или что? А, например, мелодия, звучащая в голове («ушной червь») — это внутренний диалог? А если это своего рода дорисовка реальности? А, скажем, мгновенно работающую систему распознавания явлений — можно назвать внутренним диалогом? Если нельзя — то почему?

В итоге оказывается, что всё наше мировосприятие, весь наш мир — это один нескончаемый монолог, нескончаемые навязчивые невротические грёзы, которые полностью прекращаются лишь у араханта, и именно поэтому он зовётся пробуждённым.

Внутренний диалог
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *