Вопрос. В суттах время от времени говорится о сверхспособностях – полётах, ясновидении, яснослышании и прочем. Что вы думаете об этом – возможен ли сам феномен сверхспособностей и их развитие?

Ответ. Действительно, Будда периодически упоминает о сверхспособностях (т.н. иддхи). Согласно традиции, на определённой стадии практики человеку открывается возможность развития сверхспособностей. Но обычно к этому моменту их наличие для человека теряет привлекательность, и он просто не будет тратить на их развитие время. У некоторых людей, однако, (опять же согласно традиции) сверхспособности в ходе практики пробуждаются спонтанно.

Как бы то ни было, в традиции запрещено как-либо обнародовать факт наличия иддхи. Проявлять их можно лишь в неких экстренных случаях, а рассказывать о них можно лишь учителю или тем из учеников, на кого покажет учитель.

Это – то, что говорит традиция. Теперь моё личное мнение. По совокупности доступных мне данных, я на сегодняшний день делаю вывод, что иддхи возможны. И что они, судя по всему, все или почти все так или иначе связаны с практикой осознанных сновидений или подобных состояний.

Насколько при этом сверхпособности подтверждаемы объективно, так сказать, с помощью приборов, – вопрос для меня открытый. То есть субъективно это может быть вполне реалистичный опыт, но насколько он объективен — большой вопрос.

Вопрос. А вообще, есть в традиции практики, связанные с осознанными сновидениями?

Ответ. В суттах специальные практики, связанные с осознанными сновидениями, насколько я знаю, не описываются. И это, между прочим, интересный факт. У меня создаётся впечатление, что это потому, что Будда в плане практики не делал различий – находится человек в осознанном сновидении или нет. Иными словами, в осознанном сновидении мы можем продолжать практиковать джханы и даже пережить опыт ниббаны. Вообще, если помнить об этих состояниях – осознанном сновидении, ясном сновидении, сновидении-на-яву, то многие эпизоды в суттах, связанные со встречами с богами, разного рода чудесами и т.д., становятся более понятны.

Вопрос. Почему в традиции запрещено обнародовать наличие иддхи?

Ответ. Тут ряд причин. Во-первых, цель пути не в развитии иддхи. То есть их начилие или отсутствие это не показатель продвинутости в пути. Например, у Маха Моггалланы иддхи были, а у Сарипутты – нет, хотя оба они были полностью просветлёнными. Во-вторых, обнародование таких вещей (если они возможны) может вызвать нездоровый ажиотаж, который будет искажать специфику Дхаммы, вызывать, что называется, хайп и холивар, отвлекать от практики и создавать опасность усиления тщеславия.

Сверхспособности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *