В продолжение вопроса о редкости человеческого перерождения.

В сутте МН 129.24 мы встречаем известную аналогию, к которой обычно апеллируют буддистские учителя, говоря о редкой возможности рождения вновь в мире людей:

Монахи, представьте, что некий человек бросил бы в море деревянный круг размером с ярмо. Восточный ветер нёс бы круг на запад, западный ветер нёс бы его на восток, северный ветер – на юг, а южный – на север. И представьте, что там была бы слепая морская черепаха, которая всплывала бы на поверхность один раз в сто лет. Как вы думаете, монахи? Могла бы эта слепая черепаха [, всплыв,] попасть головой в отверстие этого круга размером с ярмо?»

«Если бы даже ей это удалось, Учитель, то это произошло бы через очень долгое время».

«Монахи, быстрее эта слепая черепаха сумела бы попасть головой в отверстие этого круга размером с ярмо, чем глупец, который однажды отправился в погибель [нижних миров], смог бы вновь обрести человеческое состояние. И почему? Потому что [там, в нижних мирах,] нет практики Дхаммы, нет практики праведного, нет совершения благого, нет совершения заслуг. Там торжествует пожирание друг друга, убийство [сильным] слабого.

Обычно эту аналогию трактуют расширительно, в том смысле, что вообще крайне маловероятно переродиться человеком. Но, читая саму сутту, мы видим, что Будда говорит не об этом. Он здесь имеет в виду, что если человек, грубо говоря, сильно испортил свою камму — настолько, что свалился в нижние миры, — то выбраться из них будет очень трудно.

Суммируя сказанное в разных суттах, можно скорее сделать вывод о том, что каждый план бытия имеет некую инерцию. Существо, прожив человеческую жизнь, приобретает «человеческое сознание», или его сознание приобретает особые характеристики, свойственные людям. В результате это с высокой вероятностью приведёт его к дальнейшим перерождениям в человеческих мирах.

Из человеческого состояния, сильно постаравшись, можно свалиться в низшие миры, подняться в кластер небесных миров либо перейти в кластер асурических миров. Если человек до того пребывал, скажем, в асурических мирах и после этого попал в мир людей, это резко заметно. Этот человек сильно выделяется на общем фоне. То же касается других кластеров.

Но интересно, что в некоторых местах канона встречается и намёк на то, что существо может претерпеть резкое падение из небесного мира в низший. Видимо, в определённых случаях течение каммы приобретает турбулентный характер. Это, например, бывает, когда человек добился перерождения в высших мирах механическими способами — формальной праведностью, аскезой или практикой сосредоточения. Когда сила этой практики исчерпывается, происходит резкое падение в низшие миры.

Ещё о редкости человеческого перерождения

Ещё о редкости человеческого перерождения: 2 комментария

  • 08.03.2018 в 08:35
    Постоянная ссылка

    В сутте МН 45.5 Будда вообще говорит, что, в частности, аскетизм и практики умерщвления тела ведут к перерождению в низших мирах: «С распадом тела, после смерти, он возникает в состоянии лишения, в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду». Возможно, прочие «механические» способы (а уж о формальной праведности и говорить не приходится, полагаю) тоже не ведут в высшие миры?

    Ответить
    • 08.03.2018 в 08:55
      Постоянная ссылка

      Судя по всему, человек всё же зачастую ненадолго попадает в небесные миры благодаря даже такому своему старанию. Но это, будучи, можно сказать, актом насилия над каммой, имеет недолговременный эффект.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *