Автор: Максим Кобяков

Отличная новость! Можно медитировать часами без долгой предварительной подготовки, без болевых ощущений и получать от этого огромное наслаждение!

Начну со своей истории медитативного опыта.

Мой опыт практики на момент написания этого текста в общей сложности составил около 2,5 лет. Медитировать я начал с сидения на подушке по 15–20 минут в день, дольше не позволяли возникающие болевые ощущения. Где-то через полтора года я отправился на 11-дневный ретрит медитации Випассана по Гоенке. На 4-й день ретрита было объявлено, что с этого момента начинается медитация твёрдой решимости, то есть сидение без шевелений. «О ужас!» — подумал я. Со слезами на глазах я высидел первый час, поняв, что это было всё что угодно, только не медитация. Далее я вынужденно попробовал сидеть на скамейке для медитации, получил огромное облегчение, и время медитации увеличилось до 1 часа комфортного сидения.

На следующем ретрите Метта — медитации по практике TWIM — в первые же дни прозвучали слова учителя Бханте Вималарамси о том, что нет никакой магии в сидении со скрещёнными ногами и что Будда медитировал в том числе на стуле! После чего он предложил сидеть в медитации не менее двух часов, а ещё через пару дней — не менее трёх!

Я упёрто продолжал сидеть на лавке, ограниченный одним часом безболезненного сидения, но как-то на вечерней лекции сильно заболела спина и я переместился на стул, да так на нём и остался. Первая же медитация продлилась 2,5 часа! И прервать её пришлось только потому, что нестерпимо заболели мышцы под седалищными косточками и спина. Я доработал медитативный стул: положил подушку на сиденье, сделал упор для спины — и дело пошло!

Зачем сидеть так долго?

  • С каждой минутой медитации ум становится все более спокойным, а через некоторое время и совсем затихает и растворяется.
  • С каждой минутой медитации осознанность становится всё острее и тоньше, а это важнейшее условие для возможности «проникновения» в нематериальные сферы.
  • Хотя прекращение (ниродха) и происходит иногда спонтанно, что является очень редким исключением, в большинстве случаев этому предшествует длительный многочасовой процесс успокоения ума.

КАК МЕДИТИРОВАТЬ НА СТУЛЕ: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Позвоночник прямой, как стопка монет, лежащих одна на другой.

2. Угол между бедром и голенью примерно 90⁰. В этом случае вес тела распределяется наиболее равномерно.

3. Под «пятую точку» кладём подушку так, чтобы вес тела был максимально распределён по поверхности бёдер, а таз оказался слегка наклонён вперёд.

  • Очень помогает, если мышцы ягодиц руками «вытащить» из-под седалищных костей. Но это может зависеть от индивидуальности вашей анатомии.

4. Не облокачиваемся на спинку стула.

  • Под поясницу для опоры можно подложить плотный валик или ортопедическую подушку для спины (см. иллюстрацию).
  • Важно с самого начала почувствовать удобство позы и расслабиться в ней.

5. Не двигаемся! Любые почёсывания, поправления частей тела, переминания, сглатывания будоражат и «включают» ум. В качестве аналогии представьте своё тело сосудом с водой, а голову — чашей с водой: малейшие движения непременно приведут к нарушению покоя.

  • Допустимо: аккуратно сглатывать и плавно выпрямлять позвоночник, если он согнулся (но не часто). При этом для минимизирования возбуждения ума в момент движения всё внимание направляем на объект медитации, а не на процесс шевеления/сглатывания, и следим, чтобы в уме не возникло напряжения.

КАК УДЕРЖАТЬ СЕБЯ ОТ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ВЫХОДА ИЗ МЕДИТАЦИИ

1. Наиболее частая причина выходов из медитации в моём случае — это одолевание сонливостью. На одном из интервью учитель сказал мне: пройди сквозь неё, преодолей её. Полный решимости, я настроился «сидеть» и не прерывать медитацию ни при каких обстоятельствах, и — о чудо! — после получаса «залипания» сонливость рассеялась, а осознанность значительно обострилась. С того момента сонливость перестала быть проблемой. Хотя иногда период сонливости может длиться 30-40 минут, но всегда ему на смену приходит яркое, чистое, бодрое состояние. Для начинающих сонливость преодолевается тем, что перед медитацией нужно активно подвигаться и, кроме того, медитировать при свете.

2. Непосредственно на Метта-ретрите многие длительные, более 2-х часов, медитации я прерывал после очередного открытия и перехода на новый уровень глубины. Восторг от нового постижения и чувство «выполненного долга» просто «выкидывали» из состояния равновесия. Думалось это приблизительно так: «вот это да, я молодец, отличный результат, можно и «отдохнуть»»*. Позже пришла на помощь Равностность из 7 Факторов Просветления, и более таких выпадений из равновесия не происходит.

3. Очень часто возникают болевые ощущения, зуд и т.д. При подобных помехах помогает практика Правильного Усилия – 6Р. Иногда это может походить на непрерывное чередование повторений 6Р, но одно несомненно: 6Р работает чётко, как часы, и рано или поздно помеха прекратит донимать.

4. Обратное сонливости препятствие и частая причина выхода из медитации — неугомонность и обилие мыслей. В этом случае нужно помнить всё то же правило: все негативные состояния рано или поздно проходят, если мы применяем Правильное Усилие, то есть 6Р. Это касается и возбуждённого ума. Несколько продвинувшись в практике, мы, следуя рекомендации наставника, начинаем применять один из успокаивающих Факторов Просветления (успокоение, собранность или равностность), а количество мыслей уменьшается пропорционально росту осознанности и длительности медитации.

5. Самое интересное начинается в среднем через 1.5-2 часа медитации, когда ум окончательно успокаивается, а осознанность становится предельно тонкой. И именно в первые 1.5-2 часа чаще всего и возникают всевозможные помехи.

* Подобные мысли – это тоже помеха – возбуждённость ума (см. п. 4). К ним необходимо применять 6Р.

Как сделать медитацию предельно длительной и глубокой
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

X
Поделиться