Вопрос. Меня немного напрягают разговоры по типу «Если будешь себя плохо вести, то попадёшь в ад». Очень это похоже на религиозную манипуляцию. В то же время учение Будды не сильно похоже на религию, оно вполне рационально. Тем не менее, эти разговоры в суттах тоже есть. Как вы можете объяснить, почему Будда тоже говорил об этом?

Ответ. Будда говорил об этом, потому что ад есть, и он ближе, чем мы обычно думаем. И для того, чтобы в этом убедиться, не нужно верить в перерождения и иные миры в некоем мистическом смысле.

Каждая «лока» с позиции Будды это просто выражение определённого состояния сознания. Поэтому ад — это не место, это состояние ума. Иными словами, два человека в одних и тех же условиях, но с разными состояниями ума, находятся на самом деле в разных мирах, и сигналы из каждого из них в другой если и проникают, то очень ограниченно и искажённо. Они попросту не видят и не слышат друг друга.

Один человек может быть счастлив и спокоен, а другой, находясь в той же комнате, — в отчаянии, депрессии или ярости. Это совершенно разные миры. И мы имеем возможность путешествовать по мирам и перерождаться уже при жизни.

Да, возможны и мистические путешествия по мирам, они тоже описаны в суттах, но по своей сути они не отличаются принципиально от вышеописанного.

Почему же человек, нарушающий предписания, оказывается в аду? Потому что такие поступки меняют состояние его сознания, и поэтому соответствующим образом меняется мир, в котором он живёт. Или же он оказывается на пути к подобным изменениям.

Возьмём убийство. Если человек совершает убийство, преднамеренно лишая жизни живое существо, его состояние сознания неизбежно становится более жёстким. Более жёсткий ум — это менее счастливый ум. Менее счастливый ум — это менее счастливый мир, который этот ум создаёт вокруг себя. Чем более жестокие это убийства, тем сильнее это влияет на ум. Так же особенно сильное влияние оказывает убийство человека. Ещё сильнее — убийство родителя. Убийство человека, следующего по пути просветления, влияет на ум невероятно пагубно. Это ввергает человека в совершенно беспросветное состояние сознания. Это состояние и есть ад.

Один человек спросил меня — а как же социопаты, которые могут убить другого человека, не чувствуя абсолютно ничего? Ответ здесь такой: вышеупомянутая беспросветность это не обязательно горе, отчаяние и депрессия. Она может принять и форму бесчувственности. Точно так же как облака не обязательно бывают грозовыми, но иногда заволакивают небо совершенно равномерным слоем, так, что отдельных облаков не видно. Эта свинцовая серость сознания — тоже ад, просто человек зачастую не понимает этого, поскольку никогда не видел чистого неба или не помнит о нём. Такой человек не способен ощутить внутреннее сияние, не способен ощутить джхановые состояния, радость непомрачённого сознания. И хотя это состояние не непреодолимо, выйти из него невероятно трудно.

И то же касается остальных предписаний. Нарушая их, мы усиливаем помрачения, движемся к адским состояниям ума. Будда, как мне кажется, как правило не занимался манипулированием и дидактикой, рассказывая об этом. Он просто описывал реальное положение дел тем языком, к которому привык сам, и к которому привыкли его слушатели.

Как попасть в ад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *