Вопрос. Каким образом буддизм делает умозаключение, что нет постоянного «я»? Что вообще значит «нет я»?

Ответ. Интересно, что Будда никогда не говорил, что «я» — нет. Он не говорил, что «я» — есть. Поэтому никакого такого умозаключения буддизм и не делает.

Анатта – это не-личностная природа явлений. Обычно этот термин переводится как «отсутствие я», но фактически он означает «не я». Чтобы понять, что значит «не я», мы должны сначала дать определение «я».

Чтобы нечто могло быть названо «я», оно должно быть неизменно, постоянно и полностью владеть собой.

Будда просто указывал на то или иное явление и спрашивал: это «я»? То есть Будда объяснял, что то или иное явление – «не я / анатта», потому что оно не соответствует критериям «я». Например он спрашивает: «тело это «я»?» Если оно «я», можете вы удержать его от изменений? Тело постоянно? Тело находится полностью под вашим контролем? Можете ли вы управлять, скажем, «цветом глаз»?

Поскольку тело не соответствует критериям «я», мы можем сказать, что тело это анатта. И так мы можем пройти по всем аспектам, которые привыкли отождествлять со своим «я», например – чувства, ощущения, восприятия, сознание и умственная активность, думание или формации.

Один западный гуру, Вернер Эрхард, говорит – «Если вы полагаете, что это ВЫ думаете, тогда прекратите думать.» Это – пример не-личностной природы мыслей. Это не «я», не моё, не моё «я».

Как определение того, что не является «я», что не-личностно, помогает в процессе пробуждения?

Согласно Четырём Благородным Истинам, причиной страдания является страстное желание. Если бы вы видели, что страстное желание это не «я», что оно не-личностно, зачем бы вам тогда страдать? Так что мы видим, что концепция «не я» это ядро учения Будды, но это просто информация, которая [сама по себе] не ведёт к просветлению. Человек должен сам увидеть и испытать это. Чтобы сделать это, необходимо сначала провести исследование реальности, а инструмент для этого — медитация. Когда мы практикуем медитацию, мы проходим весь Восмьеричный Путь и достигаем мудрости.

Будда не интересовался философскими дискуссиями, он был практиком. Он много раз говорил: «всё, чему я учу – это дуккха и прекращение дуккхи».

Будда говорил, что его учение нужно использовать подобно плоту для переправки через реку. Это – средство для достижения определённой цели, но не сама цель. Таким образом концепция «не я» используется в качестве инструмента для пробуждения, а не [как тема] для философствования.

Дост. Дхаммагавеси

Источник

Как буддизм доказывает, что «я» нет?
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *