Вопрос (спрашивает мужчина): если я практикую созерцание отвратительного и прочее в таком духе, и в принципе отключаю сексуальное влечение, то не теряю ли я часть радости жизни? Это кажется таким естественным. И как быть, если я женат, и сексуальное влечение в рамках семьи всё же требуется?

Ответ. Часто мужчине трудно отказаться от того, чтобы провожать взглядом проходящих мимо женщин. По своей сути эти взгляды – то же самое, что потакание своему стремлению к употреблению алкоголя или сладостей. Что дают эти моменты? Лишь мгновение кайфа, не более того. Это просто наркомания. Та ли это радость, к которой стоит стремиться?

Да, биология работает так, что для мужчины женщина является приятным, привлекательным объектом. Но вообще все чувственно-привлекательные объекты привлекательны для нас именно из-за того, что так работает биология. Дхамма Будды ведёт нас за пределы этого влияния, за пределы этого рабства.

А ведь это именно рабство. Когда ум человека, вместо того, чтобы сохранять спокойствие и ясность, постоянно дёргается, подобно кукле-марионетке, под действием внешних стимулов, улетает в фантазии и тонет в мысле-паводках, это равносильно тому, как если бы он всё время ходил на поводке, за который хозяин поминутно дёргал бы его туда и сюда.

Анагами вообще выходит за пределы сексуальности и вообще чувственных наслаждений . Эта сфера совершенно перестаёт оказывать на него (или неё) какое-либо влияние. Ум его становится неизменно безмятежным, и это оказывается истинной тонкой радостью. Однако и до того как стать анагами, мы можем, практикуя гармоничное усилие, стать свободными  от импульсов стремления к чувственному наслаждению настолько, что они перестанут влиять на нас сколько-нибудь заметно. Тогда, взамен рабства, мы получаем качественно новую степень спокойствия и внутренней свободы.

Кому-то эта свобода даётся легче, кому-то труднее, но она в любом случае возможна. Недавно речь шла о критериях продвижения в практике Восьмеричного Пути – так вот, такая свобода от стремления к чувственным наслаждениям однозначно является одним из критериев. Если человек практикует Восьмеричный Путь много лет, но при этом подвержен чарам противоположного пола или не может устоять от тортиков или шоколадок, возникает большой вопрос, что же он все эти годы практиковал.

Нужно понимать, что в нашем уме нет никакой предопределённости. Его можно переобучить как угодно, если задаться такой целью. Например, тезис о том, что мужчина это по своей природе полигамное существо это просто миф, оправдывающий потакание стремлению к чувственному наслаждению. Мужчина (и женщина) – существо не полигамное и не моногамное. Его «гамность» ровно такая, какую он себе сделает через сознательную практику, или какую ему сделают окружающие условия.

Поэтому для женатого мужчины вполне возможно* практиковать охранение органов чувств и отчасти практику созерцания отвратительного по отношению ко всем женщинам кроме жены. Но помимо этого, возможно, имеет смысл обратить больше внимания на то, чтобы проявлять любящую доброту, понимание, ласку, в своих действиях, словах и мыслях – это тоже практика – практика метты и практика щедрости, — которая, на самом деле, является стержнем семейной жизни, и если уж что действительно требуется в ней, то именно это. В этом плане семейная жизнь может и должна стать очень мощным полем для практики.

* А если он буддист, то такая практика просто необходимо, для соблюдения предписания о сексуальной активности.

Ну а девушки?..
Метки:

Ну а девушки?..: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *