Стадия 1. Принятие/прощение себя

Прежде всего необходимо научиться принимать самого себя, относиться к себе с нежностью и состраданием, доброжелательно. Это не всегда сразу получается. По двум причинам: порой нам трудно взглянуть на себя как бы со стороны, а кроме того, в силу жизненных обстоятельств у нас может быть крайне заниженная самооценка. Так вот, умение пребывать в принятии себя понадобится нам в первую очередь. У кого-то это получается легко и естественно, а у других на это может уйти неделя, месяц, сколько угодно.

Как мы можем этому научиться?

Во-первых, можно поискать подходящую фразу. Возможно, «я прощаю себя» просто вам не подходит. Попробуйте вариант «принимаю» или какой-либо другой.

Во-вторых, если чувства нет, не нужно его выдавливать из себя. Можно просто мысленно произносить фразу и прислушиваться, как она отзывается в вашем сердце. Что она может значить. Внимательно произносим фразу и прислушиваемся к себе.

В-третьих, можно идти от обратного. Ведь наверняка есть какое-то существо или человек, к которому вы испытываете нежность, сострадание, доброжелательность? Попробуйте взглянуть на себя так же. Вспомните свою жизнь, с самого детства, и посмотрите на себя, на эту девочку или этого мальчика, с нежностью и любовью. Подберите фразу, выражающую эти чувства — нежность, сострадание, принятие таким какой ты есть, доброжелательность.

Далее работа идёт таким образом: повторяете эту фразу —> пребываете в чувстве —> когда чувство увядает, опять повторяете фразу. Либо, если чувства нет, после повторения фразы прислушиваетесь к себе.

Повторение фразы должно быть внимательным и искренним, не механическим.

Есть ещё один момент. Мы начинаем с принятия себя со всем нашим непониманием. Или с прощения себя за непонимание. Это все те глупости и ошибки, которые мы совершали по незнанию, непониманию. Наше неумение, наши заблуждения, наша незрелость. В каждом нашем болезненном действии присутствует непонимание. Зачастую мы слишком строги к себе по этому поводу. Вот когда мы смотрим на себя со стороны, мы акцентируемся на этом непонимании. Вспоминаем все те проявления непонимания, которые возникали у нас в детстве, и выражаем доброе снисхождение к ним. И фраза, соответственно, содержит посыл прощения/принятия своего непонимания.

Стадия 2. Прощение/принятие других

Когда мы сидим, пребывая в принятии себя, с какого-то момента перед нами начинают возникать образы или мысли о других людях из нашей жизни. Когда такое происходит, мы переходим ко второй стадии, на которой мы «работаем» с другим человеком. Его образ становится объектом нашей медитации до конца текущего сеанса; на следующем сеансе кратко освежаем чувство принятия к себе и вновь переходим к этому человеку, и так работаем с ним до конца. Какого конца — об этом позже.

При этом «работаем» мы только с одним человеком за раз. То есть если возникает целый поток образов, мы берём один, работаем с ним до упора, а остальные временно отставляем. Ни на кого больше не отвлекаемся. Когда «упор» достигнут, мы опять начинаем практиковать принятие себя — до тех пор, пока не появится ещё чей-то образ.

Итак, как мы работаем с другим человеком. Мы памятуем об этом человеке, а в идеале — представляем его перед собой, и периодически мысленно произносим формулу принятия/прощения. Её надо подбирать каждый раз индивидуально. Главная трудность — подобрать эквивалент к английскому слову «forgive». Англофонам очень повезло с этим словом. Они каждый раз просто используют его. У нас оно переводится обычно как «прощать», но в данном случае перевод не совсем адекватный.

Сначала основной акцент в нашей работе — это непонимание. То есть мы «прощаем» человека за его непонимание. Принимаем его со всем его непониманием, как есть и т.д. То есть мы произносим фразу типа: «Я принимаю тебя со всем твоим непониманием.»

В конце концов этот человек будет видеться нам как живой. Не как фотография.

Итак, повторюсь ещё раз. Мы начинаем с непонимания. Работа с собой при этом означает произнесение формулы: «Я принимаю/прощаю себя за непонимание». Или что-то в этом роде. Мы произнесли формулу и остаёмся в этом чувстве, пока оно не начинает увядать. Затем мы повторяем формулу и обновляем это чувство.

Когда появляется человек, мы начинаем ориентировать это чувство на него или неё. Мы точно так же произносим мысленно формулу: «Я принимаю/прощаю тебя за непонимание» (опять же, формулировка может быть разной, но речь должна идти о непонимании), как бы говорим эту фразу ему или ей. И снова пребываем в этом чувстве к этому человеку, пока оно не начнёт увядать. Затем повторяем формулу.

Можно произносить несколько фраз или как-то совмещать их. Например:

— Отпускаю непонимание между нами.

Или:

— Отпускаю твоё непонимание, всё хорошо. И прошу твоего прощения за своё непонимание.

Фразы здесь — очень гибкий элемент практики. Подбирайте то, что подходит больше.

Нужно просто подумать, что вы сказали бы этому человеку, чтобы не держать на него тяжёлых чувств и чтобы он не держал их на вас. Но при этом необходимо строго воздерживаться от того, чтобы вести с этим человеком мысленные беседы или пускаться в какие-либо рассуждения о нём.

В итоге в какой-то момент произойдёт сочетание трёх элементов:

  1. Вы испытываете совершенно искреннее беспримесное чувство прощения/принятия по отношению к этому человеку. То есть произносите эти фразы прощения/принятия полностью искренне, без каких бы то ни было задних мыслей.
  2. Вы видите или чувствуете, что он или она вас прощает, не держит тяжёлых чувств. Это может быть поклон, улыбка, какие-то слова, он или она может вас обнять, пожать руку и т.д. Это произойдёт спонтанно, вы просто увидите, что он или она делает это без всякого сопротивления.
  3. Вы ощущаете облегчение. Это такой очень чёткий, пожалуй самый чёткий знак, что «работу» с этим человеком вы закончили. Облегчение может быть очень мощным, как гора с плеч, если ваши отношения были тяжёлыми. Вы можете заплакать. Но если отношения были не сильно нагружены, чувство может быть лёгким.

Стадия 3. Другие темы прощения/принятия

Наступит момент, когда вы почувствуете, что тема с непониманием исчерпана. Это вполне определённое ощущение как бы пустоты, чистоты. Ничто больше в вас не цепляется за фразу, ничей образ не всплывает. Можно так посидеть пару дней, и если ничего не произойдёт, переходим к третьей стадии — работе с другими темами. Порядок здесь не принципиален, но в целом он, помимо непонимания, примерно такой:

  1. Причинение боли себе и другим
  2. Забывчивость
  3. Совершение ошибок
  4. Нарушение заповеди
  5. Излишнее думание
  6. Излишнее анализирование
  7. Излишние разговоры
  8. Недоедание
  9. Переедание

Обычно этого хватает. Итак, мы переходим к следующему пункту, допустим «Причинение боли». Наша фраза принятия/прощения себя принимает примерно такой вид: «Я прощаю себя за причинение боли другим» или «Я отпускаю то прошлое, в котором я причинял боль другим. Это прошлое». Смысл здесь не в том, что мы оправдываем себя, а в том, что это всё в прошлом и сейчас надо жить без этого груза, по-новому. Простить себя, перестать винить. Все мы совершаем такие вещи — причиняем другим боль. Нужно перестать винить себя, перестать носить на себе эту печать и постараться впредь изменить модель своего поведения. Причинять боль другим — это плохо, но если мы носим в себе чувство вины за это, то мысленно постоянно возвращаемся к этой модели поведения и она продолжает в нас жить, как это ни парадоксально.

Итак, мы проходим весь процесс уже с этой темой. Обычно это намного быстрее, чем было с непониманием.

Затем мы переходим к следующей теме.

И так далее. Пункты про недоедание/переедание можно включить в случае необходимости. Думание/анализирование — тоже. Возможно включение других пунктов, таких как эмоциональность (некоторым людям трудно принять свою эмоциональность) или ещё что-то, характерное лично для вас.

Практика заканчивается (в формальном плане), когда все темы пройдены и вы чувствуете, что всё, больше не за что зацепиться.

В целом алгоритм формальной практики такой:

1. Прощаем за непонимание себя. Появляется человек № 1.
2. Прощаем за непонимание человека № 1 до конца.
3. Прощаем за непонимание себя. Появляется человек № 2.
4. Прощаем за непонимание человека № 2 до конца.

4+n. Прощаем за непонимание себя. Никто не появляется. Чувствуем, что закончили с этим.
5+n. Прощаем себя за причинённую боль. Появляется человек Х.
6+n. Прощаем человека Х за причинённую боль или просим прощения за боль, которую причинили ему/ей. До конца.
7+n. Прощаем себя за причинённую боль. Появляется человек Y.

7+m. Прощаем себя за … Никто не появляется. Чувствуем, что закончили (это обычно весьма явственное чувство).

Стадия Х. Неформальная практика

Всё это время и после основной формальной практики мы применяем практику прощения в повседневной жизни. Если мы что-то не принимаем — человека, событие, ситуацию (вплоть до того, что ударили молотком палец и это вас разозлило), — мы сознательно практикуем принятие. Мысленно произносим фразу принятия: «Я принимаю …» (или ту формулировку, которая покажется подходящей). И чувствуем хотя бы проблеск принятия. Это делает нас значительно более терпеливыми, спокойными и равностными. Естественно, в повседневной жизни текущей темы придерживаться не нужно.

Кроме того, возможно, в будущем возникнут случаи, которые вызовут необходимость ещё раз «проработать» какого-то человека или ситуацию — и тогда мы на какое-то время возвращаемся к практике прощения. Это нормально.

Во время медитации — любой — если что-то случается вокруг, мы это принимаем. Это тоже часть практики принятия. Принять что-либо означает вот что. Если нечто происходит сейчас, это — реальность. Не принимать означает сопротивляться реальности. Принимая, мы перестаём сопротивляться. Мы как бы говорим: «Это — реальность. Да будет так». Мы начинаем дружить с реальностью, что бы ни происходило.

Поэтому медитация здесь оказывается независимой от окружающих условий. Мы можем сидеть на природе, можем сидеть среди людей (если они воспринимают это без негатива), — все происходящие вокруг нас события не только не мешают нам, но и помогают ещё больше погрузиться в медитацию, в равностность. Да, практикуя принятие, мы на самом деле культивируем одну из брахма-вихар, которая зовётся упеккха — равностность. Равностность означает, что мы принимаем все явления спокойно, без отторжения и жажды, как часть реальности. У всего, у всех явлений один вкус — вкус реальности. Когда мы начинаем ощущать этот один вкус, в нас зарождается упеккха.

 

Описание Практики Прощения