Вопрос. Встречается ли в суттах практика прощения?

Ответ. Когда я начал эту практику под руководством Сестры Кхемы, я столкнулся с тем, что не понимаю, о чём идёт речь. Почему это именно прощение, что значит прощать погоду, например, или камень, о который споткнулся, или болезнь? В предисловии к переводу руководства к этой практике я описал это своё затруднение. В результате я пришёл к выводу, что на русском языке больше подходит слово «принятие» (и «отпускание»), и мои учителя это подтвердили.

Так вот, что такое принятие? Что значит — принятие болезни или обстоятельств по своей сути? Это отсутствие цепляния, отторжения, внутреннего сопротивления. Теперь смотрим, что в суттах является антитезой отторжению? Например, сутта МН 62:

21. Рахула, развивай медитацию на спокойствии. Когда ты развиваешь медитацию на спокойствии, любое отторжение будет прекращено.

Спокойствие. Это четвёртая брахмавихара — упеккха, равностность, невозмутимость. Оказывается, синоним её — принятие/отпускание и… прощение-forgiveness. Спокойное равностное доброжелательное принятие — вот что мы развиваем в практике прощения.

Поначалу это довольно грубый уровень упеккхи, но надо понимать, что это состояние постепенно углубляется и утончается. Не нужно думать, что мы занимаемся принятием лишь во время практики принятия. Нет: во время практики принятия мы лишь укрепляем этот навык, укрепляемся в этом способе мировосприятия, расчищаем эмоциональные завалы. Но сам этот способ восприятия мира — равностный, спокойный — остаётся с нами постоянно в нашей практике, до самого предела. Остаётся и углубляется.

С упеккхи приходится начинать потому, что современный человек именно с равностным восприятием жизни и себя зачастую имеет проблемы, настолько серьёзные, что они блокируют развитие на Пути. Современному человеку легче сломать себя через колено, чем принять. И сам будущий Будда был таким — в первые годы своих поисков он именно что ломал себя через колено, пытаясь добиться освобождения от страдания через страдание. Но в итоге, в ночь пробуждения, он пришёл к полному принятию, к полной равностности, к полному покою, и вышел за его пределы, став Буддой.

Но практику принятия/отпускания можно ещё точнее определить и как то, что в суттах называется нецеплянием, «анупадана». И тогда практика принятия/отпускания это, собственно, прямая практика Учения.

Практика прощения в суттах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *