Вопрос. Как следует направлять внимание на пищу, чтобы она переставала быть источником чувственных удовольствий?

Ответ. 1. Пища – это, принципиально, источник чувственных удовольствий. Как и секс, скажем. Поэтому внимание на пищу направлять не следует вообще, насколько это возможно. То есть, буквально, мы уводим внимание от мыслей о пище, применяя , убираем пищу от контакта с органами чувств, и так далее. Это называется практикой сдерживания органов чувств.

2. В целом, отношение к пище описано в суттах (например, в МН 39) таким образом:

«Я буду умерен в пище. Руководствуясь мудростью, я буду употреблять пищу не ради развлечения, не ради наслаждения, не ради силы и привлекательности, а просто для поддержания этого тела, чтобы устранить дискомфорт, и для поддержания святой жизни, осознавая, что так я устраняю имеющийся дискомфорт голода и не создаю новый дискомфорт переедания. Я принимаю эту пищу, чтобы быть здоровым, не преступая предписаний, для устранения дискомфорта».

Поскольку перед этими словами стоит характерная преамбула: «Вот как вам следует тренироваться», необходимо воспринимать сказанное в качестве практической инструкции: мы вырабатываем соответствующее намерение в медитации и непосредственно перед едой, повторяя эти слова с успокоенным умом и внимательно.

3. И, наконец, третий элемент работы в этом направлении – если какой-то вид пищи или пища в целом кажутся нам особенно привлекательными, необходимо работать над демонтированием механизма идеализации, а делается это посредством практики созерцания отвратительного.

Практика созерцания отвратительного это, по сути, изменение точки зрения на привлекательный объект с помощью определённых мысленных упражнений. Выполняются эти упражнения обычно во время формальной медитации, но и во время повседневной деятельности они тоже уместны. Есть четыре основных подхода для этой практики и практикующий обычно «специализируется» на одном-двух из этих подходов*, в зависимости от того, какие из них ему ближе:

  • 3.1. Созерцание составных элементов
  • 3.2. Созерцание отдельных частей
  • 3.3. Созерцание-как-есть
  • 3.4. Созерцание-во-времени.

Применительно к пище это выглядит так:

3.1. Мы смотрим на пищу как на простое сочетание элементов-махабхута:

  • Элемент земли – всё твёрдое, плотное.
  • Элемент воды – всё текучее, жидкое, водянистое, студенистое, гладкое.
  • Элемент огня – тепло плюс химические реакции.
  • Элемент ветра – всё пористое, воздушное.

Плюс к этому — основные вкусы — безвкусное, сладкое, кислое, солёное, острое, плюс запах. Любая еда является сочетанием этих основных качеств и элементов. Употребляя пищу, мы стараемся тщательно анализировать её на предмет того, какие элементы её составляют.

3.2. Мы смотрим на пищу с точки зрения её ингредиентов: что представляет собой это блюдо? Сочетание муки, ферментированной дрожжами, яичного белка, а также хлорид натрия, сахароза, или скажем – отвар овощей, мяса, хлорид натрия и ещё что-нибудь. И так далее.

3.3. Созерцание-как-есть подразумевает, что мы, видя пищу, которую нам предстоит употребить, и к которой мы испытываем вожделение, спрашиваем себя – что именно в ней вызывает наше желание? Если это, скажем, крем (в торте), мы мысленно рассматриваем этот крем как отдельный объект. Что он собой представляет в соответствии с п.3.1 и п.3.2, описанными выше? Это определённое сочетание элементов-свойств, определённое сочетание ингредиентов – искусственный жир, сахароза, белок. Множество калорий и не полезных для организма веществ, которые так или иначе принесут ему вред. Каков запах этого крема? Что такое запах? Это – молекулы определённого летучего органического вещества (наверняка – искусственный ароматизатор), взаимодействующие с обонятельными рецепторами, которые, в свою очередь, подают сигнал в мозг. И так далее.

3.4. Практикуя созерцание-во-времени, мы смотрим на данное блюда в динамике. Её нынешний вид, который кажется нам привлекательным, это лишь краткое мгновение существования всех этих ингредиентов, собранных вместе. Уже сейчас здесь развиваются болезнетворные бактерии, либо же, благодаря обилию консервантов, эта пища наоборот мертва и медленно высыхает. Будучи съеденной, она превратится в малопривлекательную кашицу, перемешанную со слюной (как насчёт того, чтобы съесть её во второй раз?), потом она смешается с желудочным соком и желчью и начнёт распадаться на составные части. Некоторая часть станет пищей микрофлоры кишечника и постепенно превратится в кал и мочу. И всё это – вот это самое блюдо, которое мы сейчас наблюдаем.

Практика созерцания отвратительного предназначена для того, чтобы сместить наше восприятие в более отстранённую, трезвую сторону: пища это лекарство для нашего тела. Для жизни ему требуются определённые вещества, которые надо просто ввести в организм. Остальное – просто самообман.

Вместе с тем, надо сказать, что если злоупотребление пищей не представляет собой серьёзной опасности для вашего здоровья, возможно, лучше не делать усиленного акцента на практиках созерцания отвратительного в этой области. Сдерживания органов чувств и правильного намерения (пп. 1 и 2) в этом случае обычно вполне достаточно. По мере практики «очарованность» пищей отпадёт сама собой.

Кроме того, если имеет место страстная привязанность к пище, скорее всего будет уместна практика прощения/принятия. Собственно, она в любом случае уместна.

—————————

* Названия подходов 3.1 – 3.2 условны.

Что делать с пищей?
Метки:        

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *