Вопрос. Вы упомянули, что практики Будды экзистенциальны. Что вы имеете в виду?

Ответ. Если мы посмотрим на те практики, которые описаны в суттах, то можно сказать, что все они до единой — экзистенциальны. То есть они хороши сами по себе, прямо сейчас. Даже если мы умрём в следующий момент, то такая практика не потеряет своей ценности. Правильное усилие, осознавание того, как работает наш ум, пребывание в джханах, в брахма вихарах, практика элементов и так далее.

Далее, если мы возьмём скажем, анапанасати в том виде, как её иногда преподают (но как Будда никогда не преподавал!) — в виде сосредоточения на верхней губе и прочего такого, то возникает большое сомнение относительно её экзистенциальности. Прямо сейчас такая практика довольно бессмысленна. Все её гипотетические профиты — в туманном будущем, которое может не наступить. А вот смерть наступит в любом случае, и, возможно, прямо сейчас. Когда всё наше внимание устремлено на верхнюю губу. Или скажем на то, почему собака сказала «МУ».

Экзистенциальность практик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *