Вопрос. Вы упомянули, что практики Будды экзистенциальны. Что вы имеете в виду?

Ответ. Если мы посмотрим на те практики, которые описаны в суттах, то можно сказать, что все они до единой — экзистенциальны. То есть они хороши сами по себе, прямо сейчас. Даже если мы умрём в следующий момент, то такая практика не потеряет своей ценности. Правильное усилие, осознавание того, как работает наш ум, пребывание в джханах, в брахма вихарах, практика элементов и так далее.

Далее, если мы возьмём скажем, анапанасати в том виде, как её иногда преподают (но как Будда никогда не преподавал!) — в виде сосредоточения на верхней губе и прочего такого, то возникает большое сомнение относительно её экзистенциальности. Прямо сейчас такая практика довольно бессмысленна. Все её гипотетические профиты — в туманном будущем, которое может не наступить. А вот смерть наступит в любом случае, и, возможно, прямо сейчас. Когда всё наше внимание устремлено на верхнюю губу. Или скажем на то, почему собака сказала «МУ».

Экзистенциальность практик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *