Вопрос. Что такое невозмутимость с буддистской точки зрения?

Ответ. Чтобы ответить на этот вопрос, сначала рассмотрим, что такое «не-невозмутимость», то есть как возникают состояния, выводящие нас из равновесия.

Прежде всего мы воспринимаем некий объект — зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, телесный или умственный (мысль — вербальная или невербальная). Этот объект совершенно непроизвольно, через некие древние механизмы мозга, оценивается как нечто приятное, неприятное или нейтральное. Далее на основе этой непроизвольной оценки возникает напряжение «Я хочу!» или «Я не хочу!»*. И дальше на основе этого возникшего напряжения появляется цепляние за объект, мысли, эмоции и прочие нездоровые реакции.

Повторим цепочку: восприятие —> непроизвольная оценка —> напряжение желания/нежелания —> явное помрачённое состояние.

Всё это происходит постоянно. Каждая мелочь может породить в нас помрачённые состояния. Зачастую для этого даже не нужен явный повод. Мы способны раскручивать эту спираль буквально из ничего. В пределе это приводит к крайне болезненным состояниям – депрессии, психическим заболеваниям или эмоциональной распущенности.

В ходе же практики Восьмеричного Пути, пути, описанного Буддой, мы непосредственно изучаем эту цепочку (выше она приведена очень грубо; обычно в Учении она даётся в более расширенном и детализированном виде**). Познавая, как она раскручивается, мы учимся останавливать её развитие. Это обучение происходит в процессе медитации, когда, пребывая с объектом медитации, мы наблюдаем процесс отвлечения ума на посторонние темы. Применяя Правильное Усилие, которое в Суттаваде сформулировано в виде метода 6Р, мы как раз и прерываем эту цепочку отвлечения-вовлечения. Далее этот навык прерывания цепочки развития помрачения мы применяем и в повседневной жизни.

Если нам удаётся научиться прерывать эту цепочку на третьей стрелке, мы достигаем определённой степени уравновешенности. Если мы способны прерывать эту цепочку на второй стрелке — мы просто перестаём реагировать на какие бы то ни было триггеры, которые раньше выводили нас из равновесия. С тренировкой это состояние становится автоматическим. Это уже очень глубокая степень невозмутимости. На более глубоких стадиях — на стадии просветления, называемой анагами — отключается даже механизм, выдающий всему непроизвольные оценки. Но даже и это не конец пути.

_____________________

*Нейтральная оценка провоцирует игнорирование, исключение из когнитивного поля.

**На языке Дхаммы, цепочка возникновения помрачённых состояний называется Зависимым Возникновением. То, что выше было названо «восприятием объекта», в Учении называется «Контактом» (пхасса), «непроизвольная оценка» — это «Чувство» (ведана), «напряжение» это «Страстное Желание» (танха), «помрачённое состояние» это «Цепляние» (упадана), «Вовлечённость» (бхава), «Рождение» (джати) и «Смерть» (джарамарана).

Прерывание цепочки осуществляется с помощью Гармоничного или Правильного Усилия, которое Бханте Вималарамси представил в виде «метода 6Р».

Невозмутимость
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *