Вопрос. Был бы признателен, если бы вы более подробно раскрыли тему сна и сновидений в практике, стоит ли практикующему видеть осознанные сны, есть ли сутта, которая раскрывает эту тему.

Ответ. Надо спать достаточно, но не слишком много и не слишком комфортно. Сколько именно — это индивидуально. Кроме того, со временем наша потребность в сне будет уменьшаться, поскольку медитация будет давать дополнительный отдых. Мы также увидим, что состояние в медитации более расслабленное, чем во сне.

Надо ложиться пораньше и вставать без будильника, после чего медитировать. Ложась спать, заранее намечать себе определённое время, ставить где-то в поле зрения часы или ложиться с наручными часами. Будильник не очень хорошо влияет на нашу нервную систему, и, кроме того, сам навык подниматься в определённое время ещё нам пригодится в дальнейшей практике. Будда постоянно упоминает о необходимости тренировать это умение.

Далее. В медитации вы скорее всего будете встречать разного рода околосонные явления – видения, картинки, ощущения, иногда очень живые и отчётливые. Необходимо применять к ним 6Р. Ни в коем случае не задерживаться на них своим вниманием, сколь бы интересными они ни были.

Нет необходимости специально практиковать осознанные сновидения, но они могут появляться в ходе практики. Если вы оказались в осознанном сновидении, необходимо продолжать практику – брахмавихары или осознанность с опорой на дыхание, не отвлекаясь ни на что. В сновидениях лучше практиковать медитацию в передвижении. В осознанных сновидениях мы можем испытывать джханы и ниббану так же, как и вне их.

Будда, насколько я знаю, нигде в Палийском Каноне специально не останавливался на практике сновидений. У меня сложилось впечатление, что он просто не выделял специально это состояние. Многие описанные в суттах переживания имеют явное отношение к ясным или осознанным сновидениям, но сами перципиенты не отодвигают этот опыт на второй план в смысле онтологической значимости, как это, зачастую, происходит с нами. Они принимают его, так сказать, как есть: не «у меня было (сно)видение, в котором я полетел…», а «я полетел».  Не «у меня было (сно)видение, в котором я повстречал небожителя», а «я повстречал небожителя».

Некоторые монахи, например, Маха Моггаллана (не говоря о самом Будде), были явными мастерами осознанных сновидений. Но были и такие, кто, подобно Сарипутте, вообще не имели подобных эпизодов, и при этом были полностью реализованными существами. Это говорит о том, что сама по себе практика осознанных сновидений не является сколько-нибудь принципиальной для Дхаммы. Речь идёт скорее об индивидуальной склонности.

Осознанные сновидения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *