Вопрос. Всё идёт само собой, нет никакого делателя и т.д. Но например мне нужно что-то сделать — как можно на это повлиять? Если нет никакого делателя, то и повлиять никак нельзя? Как сделать то, что тебе нужно?

Ответ. Если бы нельзя было как-либо повлиять на происходящее, то весь Восьмеричный Путь Будды терял бы смысл. К чему были бы все его призывы вести нравственную жизнь, совершать благотворные поступки, избегать неблаготворные, очищать сознание? Поэтому сам тезис о том, что всё идёт само собой — это ошибочное понимание Дхаммы.

Теперь о делателе. Человек это сочетание множества процессов. Его можно уподобить толпе (подробнее см. здесь). Толпа по своей природе действует импульсивно, и совершенно непонятно, где в ней зарождается решение действовать именно так, а не иначе. Такого центра принятия решений, делателя, в этой толпе попросту нет. Но в этой «толпе» под названием человек есть также и своего рода наблюдатель, разумное начало. Проблема в том, что толпой он не управляет, но — внимание — может на неё повлиять. Однако, в основном повлиять он может только заранее. Когда пришло время действовать — пытаться управлять толпой как правило уже поздно.

Оставим сейчас в стороне тот факт, что сам этот «наблюдатель» это не некое постоянное и субстанциональное «я», не личность, а одно из явлений, равный среди равных в «толпе», отличающийся лишь функциями и способностями. Этот фактор, этот «наблюдатель» или скорее — функция «наблюдения», делает возможным для нас целенаправленные действия. Этого тезиса для целей данной статьи достаточно.

Так как же тогда быть? Поскольку, как уже говорилось, повлиять на «толпу» можно как правило лишь заранее, необходимо производить заблаговременные целенаправленные действия — внутренние и внешние. Если перед вами стоит задача, скажем, перестать есть шоколад, бесполезно будет при виде шоколада просто пытаться брать себя за шкирку и держать, не пущать. Скорее всего не получится. Необходимо заранее тренировать мозг так, чтобы он на автомате оставался нейтрален (или, по крайней мере, более нейтрален) при виде шоколада. И тогда, если перед нашей «толпой» в итоге появится шоколад, она с более высокой вероятностью отнесётся к нему нейтрально. И чем больше мы будем тренировать её, тем выше будет эта вероятность.

Итак, от нас зависит только такая вот заблаговременная целенаправленная деятельность, заранее культивируемое намерение. Поэтому, кстати, оказываются по большей части бесполезными советы в случае острых эмоциональных ситуаций «сделать серию глубоких вдохов», «досчитать до десяти» и так далее. Как правило в острых эмоциональных ситуациях мы совершенно забываем обо всех этих рецептах. Чтобы быть способным применить их, нужно тренироваться их применять заранее. Например, прокручивать в воображении подобные ситуации, представляя, что вы в них следуете тем или иным моделям поведения. Или (точнее — и) применять эти модели в повседневной жизни как можно чаще, в обычных, «не острых», ситуациях, чтобы выработалась соответствующая привычка, автоматизм.

Итак, мы вырабатываем намерение следовать соответствующим гармоничным моделям поведения заранее. Это и есть Самма Санкаппа — Гармоничное Намерение или Представление. Это намерение, по сути, формулируется примерно как «Если произойдёт А, я буду реагировать так-то». Такие формулы мы постоянно встречаем в суттах. Вспомним хотя бы сутту МН 21. Фактически это целенаправленное перепрограммирование собственных реакций.

Тот, кто не занимается заблаговременной тренировкой ума, заблаговременной целенаправленной деятельностью, оказывается полностью во власти импульсов собственной психики и внешних обстоятельств. Чем менее тренирована «толпа» нашего ума, тем раньше необходимо начинать её тренировку для тех или иных задач. Но по мере практики этот разрыв между разумным намерением и действием начинает сокращаться. «Толпа» нашей психики становится всё более дисциплинированной и послушной. В итоге она становится слаженной командой. Об этом состоянии в суттах говорится, что ум стал податливым, послушным.

Итак, на ваш вопрос можно ответить следующим образом: мы можем повлиять на ситуацию, но только в части собственного намерения, собственного отношения, собственной заблаговременной целенаправленной деятельности. Мы делаем всё, что относится к этой части, а результаты остаётся лишь созерцать и принимать, какими бы они ни были, учитывая их для дальнейшей корректировки намерения. Как сделать то, что вам нужно?

1. Заранее. Чем раньше начнёте, тем больше вероятность успеха.

2. Работая именно над тем, что в вашей власти — а именно над вашими намерениями, над вашим отношением, над вашими действиями. Не ставьте перед собой цели, которые от вас не зависят.

3. Не беспокоясь о том, что не в вашей власти.

Приведу приземлённый пример. Скажем, если вам предстоят некие соревнования, то:

1. Вы начинаете тренироваться как можно более заблаговременно.

2. Вы расставляете приоритеты таким образом: не «я хочу быть первым» или «я хочу победить», а «я приложу все усилия, чтобы выступить на все сто процентов, и получить от процесса максимум удовольствия, а там будь что будет». Будете ли вы первым — зависит не от вас, потому что противник в любом случае может оказаться сильнее. Но от вас зависит — насколько вы выложитесь и как вы будете относиться к процессу. В результате, ставя перед собой такую цель, вы оказываетесь в беспроигрышном положении.

3. Если вас посещает беспокойство о том, что результаты могут быть не теми, которые вам бы хотелось получить, применяйте к таким мыслям . Это ошибочные мысли, они приведут к напряжению страстного желания, и в результате, например, вы можете просто перетренироваться, стремясь прыгнуть выше головы. Будьте заранее готовы принять самый неблагоприятный результат, несмотря на все приложенные вами усилия. Будьте заранее готовы принять реальность такой, какая она есть.

Делать или не делать?
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *