Вопрос. А вы сами верите в существование богов и прошлой жизни?

Ответ. Этот вопрос не оставляет современного человека. Мне задают его постоянно. Стивен Бэчелор на почве этой темы развил целую драму.

На мой взгляд, куда более интересен вопрос — почему, собственно, именно эта тема для нас так остра?

Почему, например, мне не задают вопрос, верю ли я в существование табурета?

Одна часть проблемы, как мне кажется, тут в том, что современный человек крепко увяз в картине мира, для которой характерно выделение в реальности «объективной» и «субъективной» части. После того, как мы внесли такое разделение, на границе этих двух — сугубо воображаемых — областей начинаются танцы с бубном на предмет того, отнести ли то или иное явление к «объективно существующему» или же напротив к «объективно не существующему».

Но вся эта проблематика надумана. Реальность одна, и она ни объективна, ни субъективна, она просто реальность. Я наблюдаю табурет, я наблюдаю богов или прошлые жизни (если таковой опыт случается). Ни тот ни другой опыт нет смысла принимать за чистую монету. Достаточно определить его, опыта, свойства и то, что в связи с этим делать (чаще всего ответ — НИЧЕГО).

И проблематика «я» тоже относится к той же области. Будда говорил не столько то, что «я» нет, сколько что этому явлению мы приписываем несвойственный ему онтологический статус. Что «я» на самом деле (то есть редуцируясь до чистого восприятия) это просто обозначение определённого динамического набора явлений. Что того явления, которое нам рисуется в воображении — вечной и неизменной души — нет.

Так же и с богами и прошлыми жизнями. Если не приписывать им несвойственного им онтологического статуса, то вопрос отпадает сам собой.

Но ровно то же самое и относительно табурета. Мы верим, что он «существует». Но насколько обоснована эта вера? Даже не так: насколько она вообще имеет смысл?

Другая часть проблемы состоит в глубокой травмированности современного человека религией. Это, видимо, наследие двадцатого века, но война эта идёт и сейчас. Растущая рациональность отторгает религиозную веру и всё, что с ней связано. Рациональный ум ощущает в религиозной вере ложь и не хочет в ней участвовать.

И это ощущение рационального ума, надо сказать, имеет под собой прочные основания. Какие? Религия делает ровно ту же ошибку, но со знаком плюс: она опять же приписывает некоторым явлениям несвойственный им онтологический статус. Говорит, что нечто «существует», хотя само это понятие в данном случае неприменимо.

Но с религиозным мировосприятием всё ещё труднее: находясь по-прежнему в рамках разделения на «объективно существующее» и «объективно не существующее», оно пытается отнести явления, не вписывающиеся в объективную область никак (бога, ангелов и прочее) в эту самую область. Если раньше, в средневековье, люди просто не заморачивались об этом, то сейчас человеку религиозному приходится как-то примирять в себе объективизм и религиозный взгляд на мир. Поэтому, из-за этого перманентного внутреннего конфликта, в среднем религиозные люди сейчас оказывают на порядки более фрустрированными, нежели нерелигиозные. Тот же Бэчелор прошёл через эту экзистенциальную фрустрацию и в итоге выбрал более цельный атеистический взгляд на мир, попытавшись приписать к нему и самого Будду.

Нужно понимать, что Будда вообще не рассматривал мир с позиции этой картины мира. И картина мира эта — с объективным и субъективным — не сущностна, она надумана. Она имеет иногда определенную практическую ценность, но не более того. Будда не был ни объективистом, ни субъективистом, ни религиозным человеком, ни атеистом, ни агностиком, ни богом (и не считал себя таковым).

Он не мог отрицать существование явлений, которые можно обозначить как «боги» или «прошлые жизни», потому что это было бы … э … странновато для него. Всё равно что отрицать существование явления, обозначаемого термином «табурет». Но он и не приписывал всему этому той степени «реальности», которую многие из нас приписывают табурету. Он и табурету не приписывал такой степени «реальности».

Поэтому — не надо ни во что ни верить, ни не верить. Улыбайтесь, будьте мягче, обнимите близких, медитируйте.

Верите ли вы в богов?
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *