Наблюдение Зависимого Возникновения в жизни

Мирянам Будда рассказывал о Зависимом Возникновении (далее — ЗВ) в сокращённом виде, и это, конечно, неспроста. Дело в том, что человек, не практикующий медитацию, может видеть звенья ЗВ лишь до определённого предела, а именно не глубже Контакта. Это же касается и тех, кто практикует медитацию, но в данный момент наблюдает ЗВ в ходе повседневной деятельности.

Процесс развития ЗВ

Пагубные Последствия (Смерть)

Как правило, когда с нами случаются неприятности, мы не склонны искать их причины в том, что делаем мы сами. Мы либо говорим – «судьба моя такая», либо виним кого-то. Но ЗВ подразумевает иной подход. Итак, в нашей жизни произошло нечто нежелательное. Скажем, некая болезнь. В терминах ЗВ это «Старение и смерть». В суттах обычно даётся более пространная формулировка: «старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние». То есть это все нежелательные последствия в принципе. Назовём их для удобства Пагубными Последствиями.

Рождение Действия (Рождение)

Если мы пытаемся пронаблюдать цепь ЗВ в данном случае, то мы обращаем внимание на то, какие именно наши действия привели к данному нежелательному последствию. Через какое-то время мы понимаем, что к болезни нас привело, скажем, переедание. В терминах ЗВ переедание в данном случае будет Рождением Действия. Часто это звено называют просто Рождением, но в действительности имеется в виду не только и не столько собственно рождение, но любой акт. Когда Будда говорит о том, что такое Рождение (см., например, СН 12.2), он говорит о рождении «существ», но термин «существо» в данном случае означает не только некое живое существо, но и то, что вообще было явлено в мир, то есть собственно действие. Когда мы производим действие, то, в некотором смысле, происходит рождение своего рода существа, которое дальше продолжает жить уже без нашего участия, созревает, стареет, производит потомство в виде последствий – положительных или нежелательных.

Привычка

Если мы далее смотрим, что явилось причиной рождения наших действий – то есть собственно ежедневного переедания, мы увидим, что причиной этой был некий привычный образ мысли. Мы привыкли думать о еде определённым образом, определённым образом относиться к ней, определённым образом реагировать на стимулы, связанные с ней. В терминах ЗВ это Привычка. На уровне конкретных ситуаций Привычка проявляется как навязчивые повторяющиеся мысли. Мы постоянно возвращаемся мысленно к чему-то вкусненькому, даже если не голодны. Это тоже Привычка.

Цепляние

Элементарным триггером, запускающим привычку, является то, что мы обращаем внимание на появившуюся мысль о еде или любой другой стимул, связанный с едой. Мы потакаем себе в том, чтобы уделить внимание этому. Это то, что в ЗВ называется Цеплянием. Мы думаем о том, как мы будем кушать что-то вкусное, у нас начинается слюноотделение и т.д. Это может быть даже вполне мимолётная мысль, но она всё равно запускает Привычку. Мы через какое-то время опять возвращаемся к мыслям о еде. И опять, и опять, пока это не приводит к Рождению Действия.

Страстное Желание

Чем же порождается Цепляние? Состоянием ума «мне это нравится» или «мне это не нравится». Это своего рода тонкое напряжение – мы хватаемся за объект нашего желания или нежелания. Желаем мы обладать этим объектом или, наоборот, испытываем к нему отторжение – в любом случае мы испытываем желание. Плюс это или минус, но это желание. Наш ум как бы сжимается вокруг этого объекта. С целью не отпускать или с целью отбросить – не важно. Поэтому эта стадия называется в ЗВ Страстным Желанием. Это очень важный момент. Именно здесь мы начинаем вовлекаться, отождествляться с объектом Страстного Желания. На этой стадии начинается страдание в его явном виде. На самом деле Страстное Желание так или иначе присутствует на всех стадиях ЗВ, но здесь мы можем увидеть его явно. В случае с перееданием Страстное Желание начинается, когда мы ощущаем влечение к еде.

Чувство

Но что происходит до Страстного Желания? До него имеет место эмоциональная окраска воспринимаемого – мы испытываем приятное или неприятное чувство. Либо же испытываем равнодушие (это тоже разновидность эмоции). В рассматриваемом случае это приятное чувство. В ЗВ эта стадия так и называется – Чувство.

Контакт

А что предшествует Чувству? Восприятие объекта будущего желания. Согласно учению Будды восприятие происходит при соединении трёх факторов: органа чувств, сознания и воспринимаемого объекта. Именно в точке контакта этих трёх факторов и происходит восприятие. Эта стадия, собственно, и называется Контактом. При этом воспринимаемым объектом может быть не только что-то физическое, но также и мысль, поскольку ум в буддизме тоже считается органом восприятия.

ЗВ пронизывает нашу жизнь

ЗВ пронизывает всю нашу жизнь, от А до Я. Когда мы начинаем обращать внимание на этот процесс, эта его всеохватность становится всё более очевидной. Мы идём по улице, появляется мимолётная мысль о чём-то приятном – приятное Чувство, мы внутренне напрягаемся и цепляемся за это чувство, начинаем мечтать, причём эти мысли наверняка уже сотни раз повторялись раньше… Потом видим, что реальность диссонирует с тем, что мы от неё ожидаем, возникает уже негативное Чувство, мы ещё больше напрягаемся и цепляемся за него, пытаясь найти способ избавиться от него, что-то сделать с реальностью такое, чтобы она пришла в соответствие с нашими ожиданиями. Фрустрация постепенно перерастает в подавленное настроение, подавленное настроение – в депрессию. Будучи погружены в негативное состояние, мы начинаем порождать соответствующие действия. Мы кричим на близких, или «заедаем» подавленность вкусной едой, или «запиваем» её спиртным. Всё это лишь увеличивает ком проблем, охватывающих нашу жизнь. Вот в этом потоке мы и проводим жизнь. Потоки ЗВ воспроизводятся постоянно, полностью или частично, одни потоки переходят в другие, ещё более сильные, или тлеют в фоновом режиме годами, накладываются друг на друга и в итоге составляют ткань нашей жизни.

Выход из ЗВ

Итак, все наши помрачённые состояния развиваются по одной и той же схеме: Контакт – Чувство – Страстное Желание – Цепляние – Привычка – Рождение Действия – Пагубные Последствия. Зная это, мы можем различать этот процесс на всё более ранних стадиях. Различив его наступление, мы можем его остановить; причём чем раньше, тем это сделать легче.

Если Действие уже произошло, всё, что мы можем – это хоть как-то облегчить последствия и постараться внести корректировки в поведение в будущем. Если мы заметили этот процесс на стадии Привычки, у нас появляется больше возможностей пространства для манёвра, хотя выйти из потока ЗВ на этой стадии всё ещё очень трудно. Однако если нам это удастся, то Рождения Действия не произойдёт, а значит, негативные последствия будут минимальными. Выйдя из потока на стадии Цепляния, мы предотвращаем проявление Привычки (а соответственно, и Рождения и Смерти). Выйдя из потока на стадии Страстного Желания, мы не переходим к Цеплянию. Выйдя же из потока на стадии Чувства, мы предотвращаем возникновение даже Страстного Желания. На этой стадии для выхода из потока требуется минимальное усилие.

Каким же образом мы выходим из потока ЗВ? Само наблюдение этой цепи явлений уже объективизирует наше восприятие и тем самым позволяет стать менее зависимым от потока ЗВ. Однако учение Будды располагает намного более эффективным средством, а именно Правильным Усилием, или методом 6Р. Дело в том, что в основе каждого из звеньев этой цепи лежит Страстное Желание. Научившись «работать» с ним, мы сможем выйти из потока порождения страдания. Работа со Страстным Желанием основана на том простом факте, что феноменологически Страстное Желание является особого рода внутренним напряжением, которое мы, при определённом усердии, можем научиться улавливать и растворять-расслаблять.

Итак, мы воспринимаем тот или иной объект – происходит Контакт. В результате появляется Чувство. Вместо того чтобы отождествиться с этим Чувством и полностью сосредоточиться на объекте (на том, как мы его хотим или не хотим), мы отпускаем объект, уводим внимание от него на то, что происходит у нас внутри, а точнее – в голове. Мы обращаем своё внимание на то тонкое напряжение, которое возникает одновременно с Чувством. Мы растворяем это напряжение, так сказать – разглаживаем «лоб ума», улыбаемся и далее переводим внимание на то, чем мы в данный момент занимаемся – будь то объект медитации или какое-то повседневное дело. Если опять возникает Чувство, мы опять повторяем то же самое. Постепенно Чувство перестаёт возникать. Это всего лишь привычка ума, и мы его просто переучиваем. Точно так же мы поступаем, если замечаем ЗВ на более поздних стадиях. Везде, на всех стадиях, мы применяем один и тот же метод – Правильное Усилие, 6Р.

Зависимое Возникновение в жизни

Зависимое Возникновение в жизни: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *