Продолжение вопросов на психотерапевтические темы. Первые два были здесь и здесь.

Вопрос. Несмотря на то, что Будда редко выступал в роли психотерапевта, его учение, поскольку оно претендует на универсальность, должно быть в полной мере применимо и в психотерапии. Возьмём, например, бич нашего времени — депрессию. Каким образом, используя учение Будды, можно объяснить развитие этого заболевания и смоделировать методы излечения или ремиссии?

Ответ. Да, для меня бесспорно, что учение Будды предоставляет великолепный инструментарий для психотерапии.

Теперь что касается депрессии. Депрессия это, в терминах Дхаммы, явно помрачённое состояние. Все помрачённые состояния развиваются по одной и той же схеме, описываемой доктриной Зависимого Возникновения. Кратко опишу её в той части, которая актуальна для нашего разговора:

1. Сначала всегда происходит восприятие чего-либо. Какого-то явления — во внешнем или внутреннем мире — которое становится триггером для дальнейшего процесса. На языке доктрины эта стадия называется Пхасса или Контакт.

2. Это явление мгновенно порождает то, что можно назвать автоматической эмоциональной оценкой. То есть мы видим данное явление как нечто приятное, неприятное или нейтральное. Повторюсь, эта оценка происходит мгновенно и автоматически, хотя по мере практики мы получаем возможность наблюдать и её. Это стадия Ведана или Чувство.

3. Далее эта автоматическая эмоциональная оценка порождает внутреннее напряжение, напряжение ума, которое в том числе отражается и в виде мышечных напряжений. Ум переходит в состояние «я хочу!» или «я не хочу!» Это то, что называется Танха или Страстное желание. Точнее это стадия явного проявления страстного желания. Это начало вовлечения в ситуацию. Подчеркну, что страстное желание может формально иметь как положительную, так и негативную окраску. То есть, мы можем как страстно стремиться к тому, что нам кажется приятным, так и страстно желать избежать (или избавиться от) того, что нам кажется неприятным.

4. Далее это напряжение выливается в то, что мы начинаем думать об объекте страстного желания. Наше внимание зацепляется за тему-триггер. Эта стадия называется Упадана или Цепляние. Все эти четыре стадии как правило происходят очень быстро. Иногда всё укладывается в мгновение и на этом останавливается, поскольку наше внимание отвлекает что-то ещё. Но если процесс развивается дальше, то происходит вот что.

5. Мысли начинают вращаться по кругу, замыкаясь вокруг этой темы-триггера. Мы пытаемся найти выход, избавиться от неприятного чувства отсутствия желаемого или присутствия нежелательного. Мы думаем, думаем, переживаем, накручиваем эмоции — острые или вялотекущие — и в итоге переходим в особое состояние. В новый модус бытия, в помрачённый модус бытия. Это в полной мере новый мир. Мы, возможно, видим ту же улицу, что и всегда, но это будет улица в аду. Эта стадия называется Бхава, что можно перевести как Модус Существования, Бытие, Вовлечённость.

6. В итоге Бхава требует выхода, и мы совершаем какое-либо действие, чтобы избавиться от неприятного состояния. Эта стадия называется Джати или Рождение. Название обусловлено тем, что данный «адский» модус существования, если он длится достаточно долго, приводит к качественным изменениям, в результате которых мы, говоря мифологическим языком, становимся резидентом, постоянным обитателем адского плана бытия. Как бы рождаемся в аду. Но наши учителя обычно предпочитают говорить о Джати в более практичной манере — как о рождении действия.

7. И вот это действие или перерождение в адском мире приводит к разного рода плачевным плодам. Это называется Джарамарана или Смерть, печаль, отчаяние и так далее.

Так вот, с точки зрения описанной схемы, клиническая депрессия это пятая и шестая стадии процесса. Человек в депрессии становится полновесным обитателем ада, а не просто заглядывает туда по праздникам. Он оказывается в ловушке. Процесс начинает поддерживать сам себя. Обычные рекомендации типа медитации, Гармоничного Усилия или практики прощения/принятия для него действовать не будут или будут действовать ограниченно просто потому, что всё это — слишком тонкие инструменты для такой запущенной стадии болезни. Больной просто не сможет их применить в полной мере. Тогда как же быть?

В целом маловероятно, что человек сам своими руками сможет выдернуть себя из подобного состояния, хотя это и не невозможно.

Данное состояние, хотя и становится самоподдерживающимся, подпитывается множеством факторов. Это и чисто-внешнее окружение — образ жизни, круг общения, занятия. Поэтому всё это нужно сменить, по крайней мере на достаточно длительный срок. Обстановка должна быть максимально спокойной, лишённой чувственных соблазнов, радующей мирными красивыми природными ландшафтами. В страхах Юго-Восточной Азии такими местами являются буддистские монастыри, в которых каждый желающий может жить и практиковать сколь угодно долго, придерживаясь начальных монашеских предписаний.

Далее. Чтобы изменить своё состояние, необходимо активно создавать благотворную карму, о чём мы говорили в прошлый раз. Это может быть элементарный уход за животными или людьми в трудных ситуациях (бесплатные обеды для бездомных например), уборка мусора (да, это тоже создаёт благоприятную карму), и прочая деятельность, после которой есть явное приятное чувство — «я поступил хорошо». В буддистских странах люди в таких случаях специально выкупают диких животных — например, рыбу или птиц, и отпускают их на волю. Или строят монастыри или дороги для деревень (чтобы люди могли добираться до школ и больниц не за сутки, а за час).

В принципе, неплохо работает и любая конструктивная деятельность, в которой было бы задействовано максимальное количество аспектов нашего существа, о чём осведомлены отцы-командиры в армии, стараясь загрузить новобранцев работой, так, чтобы у них не оставалось свободного времени. Но в данном случае это скорее средство для переключения внимания, которое не позволяет уму уйти в штопор Бхавы.

Кроме того, благотворная карма создаётся и соответствующими мыслями и словами. То есть человеку в этом состоянии необходимо целенаправленно думать о хорошем и думать хорошее о других людях, о себе и о ситуациях, а также практиковать добрую сдержанную речь.

Постепенно человек обнаружит, что уже способен начать полноценную практику — медитировать, применяя Гармоничное Усилие. Это уже будет явным знаком ремиссии. И тут нужно закреплять успех, поскольку для преодоления заболевания нужно перестроить мозг, а это занимает некоторое время.

Депрессия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *