Вопрос: насколько важна практика в повседневной жизни, и как её осуществлять?

Ответ. Неформальная практика, то есть практика в повседневной жизни, важна не меньше, чем формальная, то есть практика собственно медитации. Необходимо об этом помнить. Это, так сказать, два крыла птицы. Если мы будем только медитировать, но не будем практиковать вне медитации, мы будем топтаться на месте.

Что должна в себя включать неформальная практика? Прежде всего – соблюдение нравственных предписаний. Далее – Правильное Усилие, то есть 6Р: при появлении разного рода помрачённых состояний – связанных с отторжением, таких как неприязнь, раздражение, страх, беспокойство и т.д., или связанных с влечением, таких как желание получить приятное, — мы применяем 6Р: отпускаем эту тему (то есть перестаём её рассматривать, уделять ей внимание), вместо этого расслабляемся, улыбаемся, возвращаемся к тому делу, которым были заняты в данный момент. При этом важен сам акт совершения 6Р. Если ум будет возвращаться к помрачённому – мы просто повторяем 6Р. Таким мы заодно и культивируем осознанность.

Связанная с вышесказанным практика «хранения органов чувств» также чрезвычайно важна. Мы не смотрим (не слушаем, не нюхаем, не думаем и т.д.) на то, что вызывает в нас помрачённое состояние. Когда внимание уходит на такие объекты — применяем 6Р. То, что кажется нам привлекательным, мы тренируемся видеть как непривлекательное, а в неприятном мы тренируемся видеть положительные черты.

Кроме того, если нашей основной практикой является культивирование любящей доброты и вообще Брахма Вихар, мы уделяем внимание тому, чтобы как можно больше времени пребывать в Брахма Вихаре. В повседневной жизни из четырёх брахма-вихар наиболее актуальна любящая доброта. Приведу здесь слова одной из наших практикующих:

Необходимо помнить о том, чтобы добавлять Любовь в жизнь. Мы в практике начинаем с любящей доброты, а потом она как-то уходит в медитации, смещаясь в сторону спокойствия. И тогда надо просто добавить её в жизнь, стремиться быть в этом состоянии сколько можно. Оно будет появляться и исчезать. Могут быть срывы. Но потом эти появления станут более долгими, а исчезновения короче. И вот так мы обеспечим баланс практики работы с умом в медитации и работы с умом в жизни. Состояние Любящей доброты – самый лучший способ быть в позитивном состоянии ума. А такой ум – лёгок и возвышен. Главная суть – именно приучить ум быть в лёгком и возвышенном состоянии. Изменить привычку быть вечно в негативе. И кроме Любящей доброты, способа иного нет… Может, кто-то найдёт ещё варианты, но Любящая доброта – самый простой и доступный метод.

Таким образом, нужно планомерно расширять пространство любящей доброты в своей жизни. Брахма Вихары по своей природе являются антидотом помрачённым состояниям. Если мы пребываем в Брахма Вихаре, мы НЕ пребываем в помрачённом состоянии, и наоборот.

Тем, кто практикует опору на дыхание, конечно, привносить практику в повседневную жизнь сложнее. Трудно заниматься повседневной деятельностью и одновременно уделять внимание дыханию. Тем не менее, в те моменты, когда мы заняты чем-то более или менее механическим – например, идём по улице, можно поддерживать осознавание дыхания.

Повседневная практика
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *