Немного о применении метода 6Р в повседневной жизни. Представим себе ситуацию, которая нас раздражает. Обычно в такой ситуации мы, как это ни странно, поддерживаем в себе это нездоровое состояние, питаем его своим вниманием. Мы думаем о том, что нас раздражает, раскручиваем эмоции и прочее. То есть совершаем нечто противоположное Правильному Усилию.

Если мы решаем применить в этот момент 6Р, то действуем мы так: прежде всего, заметив, что появились предпосылки к развитию раздражения, мы отпускаем его. То есть перестаём думать о том, что нас раздражает, перестаём участвовать в своём раздражении, питать его вниманием. Внутренне это похоже на то, как если бы мы сначала схватили что-то рефлекторно, но затем, опомнившись, разжали руку. Далее мы обращаем внимание внутрь себя и расслабляемся. Потому что раздражение — это внутреннее напряжение. Далее мы на этом пустом месте взращиваем благое состояние: мы возобновляем улыбку. Сверкающих голливудских улыбок не нужно, это скорее внутренняя улыбка, которая проявляется в уголках губ и в смягчении взгляда.

Эта улыбка — продукт расслабления, и сама по себе она добавляет расслабление. Если же мы чувствуем лишь дополнительное напряжение, значит что-то делаем не так, а именно — видимо, слишком стараемся. Постепенно это будет происходить всё более естественно. Перемена в восприятии ситуации в этот момент совершенно разительная. Эта Дхамма действует немедленно. Далее можно вернуться к своему делу, если оно требует внимания, а если нет — можно применить практику прощения или практику метта-бхаваны. Они очень похожи, но оттенки различаются. В первом случае мы сознательно принимаем эту ситуацию или этого человека как они есть, как данность, как Реальность, как явление природы. То есть можно даже мысленно произнести нечто вроде формулы принятия или прощения: «Принимаю тебя…», «Прощаю тебя…». В случае же метта-бхаваны мы как бы излучаем этому человеку свою любящую доброту, как бы внутренне благословляем его или её.

Всё это — лёгким внутренним «движением», без излишнего усилия и акцента, иначе мы быстро выдохнемся и вместо расслабления лишь станем ещё более напряжёнными. Расслабление и улыбка здесь — ключ.

Возможно, поначалу это будет помогать ненадолго и раздражение будет тут же возвращаться. Это ничего. Нужно просто повторять и повторять. Это — тренировка ума. Наш ум всю жизнь привык раздражаться, а тут его надо переобучить. Так что — повторение. Довольно быстро реакции изменятся, и это качественно изменит вашу жизнь.

Выше я говорил о раздражении, но, естественно, это был лишь пример. Ровно то же самое применяется и в случае возникновения любых других неблагих состояний.

Важный момент: когда во время медитации вспоминаются разного рода эпизоды (конфликты и прочее эмоционально заряженное), а во время повседневной жизни такие эпизоды случаются вживую, необходимо воспринимать их как отвлечение и применять 6Р, возвращаясь непосредственно к практике. Полезно при этом в 6Р сделать некоторый упор на принятие. То есть стадию «отпускания» мы выполняем, принимая этот эпизод. Как бы говоря: «Да, такова реальность. Я принимаю эту реальность со спокойствием и иду дальше». Дальше — это к стадии расслабления. На самом деле именно такое отпускание вообще наиболее адекватно. Поэтому в данном случае мы производим тонкую настройку метода 6Р, его уточнение.

Что значит «принять эту реальность со спокойствием»? Это СОВСЕМ не значит, что мы признаём, что происходящее — нормально. Нет. Категории «нормально» / «не нормально», «хорошо» / «плохо» — это категории нашего человеческого бытия, в котором как раз и имеет место осуждение или одобрение. В основе своей это эмоциональные оценки, сводящиеся в конечном итоге к отторжению или наоборот к влечению.

Принятие же реальности означает, что мы смещаемся в другую плоскость, лежащую вне этих категорий, в плоскость чистой феноменологии. Всё не «нормально» или «не нормально», не «хорошо» или «плохо», а просто такое, какое есть. Точка. Мы наблюдаем, фиксируем, признаём существование данного явления безо всякой эмоциональной оценки. В результате в нас развивается равностность. Что бы ни происходило — всё это реальность, всё это объекты нашего феноменологического наблюдения. Вот смещение в такую плоскость и есть, с одной стороны, равностность, с другой стороны — этап «Release», «Разжать хватку ума» в методе 6Р.

Полностью равностный взгляд при этом оказывается в целом не равнодушным, а положительным. Это на самом деле удивительная штука. Равнодушный, «нулёвый» взгляд на поверку оказывается взглядом негативным. Истинно равностный взгляд доброжелателен, сострадателен, полон тонкой радости и покоя.

Вот что замечательно: улыбка и Метта являются атрибутами здорового, расслабленного ума. «Разжатого» ума. Если мы ощущаем некую трудность с тем чтобы улыбнуться и ощутить любящую доброту, то где-то в нас непременно есть напряжение. Если есть напряжение — есть страстное желание, а если есть страстное желание — как может возникнуть Метта? Как может здоровое возникнуть из больного? Поэтому в некотором смысле мы не «делаем» улыбку или Метту, а лишь позволяем им проявиться — через расслабление…

6Р в повседневной жизни