Вопрос. Мой ум стал очень тупым, медитация перестала приносить удовольствие. Может быть мне сменить объект медитации?

Ответ. Раньше подобный вопрос уже поднимался. Нужно различать два типа ситуации – когда медитация вызывает напряжение или наоборот излишнее расслабление, переходящее в сонливость, и когда именно наш ум сам по себе, так сказать, трудный.

Первое означает, что нужно поправить нашу медитацию, и как правило не в смысле того, ЧТО мы делаем, а того – КАК. Нужно посмотреть, не напрягаемся ли мы, не пытаемся ли мы заставить свой ум быть именно таким, как нам хочется. Не слишком ли мы, наоборот, потакаем желанию сесть поудобнее и так далее. Если почитать сутту МН128, то все перечисленные изъяны медитации делятся на две группы – либо излишнее усилие, либо наоборот – недостаточное прилежание.

Но если имеет место второй случай, то как правило, не наш ум трудный из-за того, что медитация какая-то неправильная неправильная, а медитация «неправильная» потому что наш ум трудный. Но почему он трудный?

Нужно помнить, что технически всё что нам нужно делать в медитации – это стараться удерживать внимание на объекте медитации (причём без фанатизма), и применять Правильное Усилие (то есть ). При этом самый важный элемент здесь – отнюдь не объект медитации, а 6Р.

Если мы делаем это, если мы при этом не отклоняемся в напряжение, не пытаемся принудить свой ум быть именно таким, как нам хочется, то причины того, что наш ум трудный, надо искать прежде всего вне собственно медитации.

Не нарушаете ли вы предписания? Хорошо ли отдыхаете? Как часто улыбаетесь? Свою роль иногда могут сыграть вроде бы сущие мелочи. Например, если вы сейчас смотрите какой-то сериал, который плохо влияет на ваш ум. Или, скажем, вы занялись боксом, который даёт микросотрясения мозга при каждом ударе по груше, а кроме того постоянно подразумевает мысленное упражнение в избиении другого человека. Всё это может сразу же сказаться на медитации, и вы со временем начнёте замечать эти факторы, хотя поначалу эти связи зачастую не очевидны. Нужно постоянно задавать себе вопрос: в чём причина того, что моя медитация сейчас такая? Это настоящее исследование.

Был даже такой случай: один мой ученик не мог понять, почему его ум настолько туп во время медитации в будние дни, хотя в выходные, особенно в воскресенье, он приходил в норму. Мы начали разбираться, что он такого делает в будние дни, помимо работы, которая была самой обычной, вполне спокойной. Предписания он соблюдал неукоснительно. Вроде бы, что ещё может сыграть тут роль?

Оказалось, что каждый день после работы он, в целях укрепления здоровья, ходит домой пешком, что занимает примерно полчаса. К концу этого времени он чувствовал заметную тяжесть в голове. Но эту тяжесть он испытывал всю сознательную жизнь после более или менее длительных пеших переходов, и давно перестал обращать на неё внимание. Но теперь, понаблюдав внимательно, он обнаружил удивительную вещь: при каждом шаге он ставил ногу слишком жёстко, что приводило к тому, что шаги слегка отдавались в голове. По сути, эти полчаса он постоянно слегка стучал себя по голове. К концу пути его бедная голова, естественно, чувствовала себя не в своей тарелке. Это сказывалось и на медитации. Тогда он изменил свою походку, стал ставить ноги мягче, двигаться плавнее, и ситуация с состоянием ума в медитации тут же изменилась к лучшему!

Но бывает, что на самом деле медитация идёт хорошо, просто на определённой стадии практики вроде бы ничего не происходит, и ум начинает скучать. Нужно просто пройти через это, применяя успокаивающие факторы просветления.

Правильный объект медитации
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *