Вопрос. Часто в инструкциях по медитации советуют удерживать внимание на объекте, и когда внимание отвлекается, возвращать его на объект. Так или иначе, внимание привязывается к объекту до тех пор, пока оно не перестаёт «дёргаться». А как это происходит в TWIM?

Ответ. В TWIM при появлении отвлечения мы применяем метод 6Р, который является практическим воплощением самма вайяма, Гармоничного Усилия, шестого элемента Восьмеричного пути.

Ключевым моментом в этом методе является расслабление. Каждый раз, когда ум отвлекается, это сопровождается напряжением в уме, а на физическом уровне – в голове. Его-то мы и расслабляем, после чего возвращаемся к объекту медитации. После расслабления есть ещё этап возобновления улыбки, с помощью которого мы переводим ум в более мягкое, восприимчивое, расслабленное, приподнятое состояние. В Правильном или Гармоничном Усилии этому соответствует этап порождения благотворного состояния.

Таким образом, ум постепенно успокаивается и в итоге он скорее естественным образом «лежит» на объекте. Если ум спокоен, его не нужно привязывать к объекту силой, он и так не движется, поскольку это его естественное состояние, когда он свободен от препятствий.

Объект медитации при этом выступает не в роли «столба, к которому привязывают ум», а скорее в роли опоры, базы или фона, с помощью которого мы замечаем отвлечения ума (то есть появление в нём неблаготворного состояния). В ходе этого процесса мы естественным образом наблюдаем за движениями внимания (то есть оттачиваем самма сати, Гармоничную Осознанность, седьмой элемент Восьмеричного Пути), и познаём естественную работу ума, механизм порождения в нём нездоровых состояний, и учимся с этими состояниями работать. Этот навык мы применяем и в повседневной жизни, используя 6Р постоянно в ходе бодрствования.

В итоге медитация состоит из мягкого (без «вбуравливания») пребывания с объектом медитации и применения 6Р. Это два ключевых элемента. Продвижение в этом процессе будет выражаться в возрастании способности спокойного пребывания внимания на объекте и в появлении джхановых состояний, а также ниродхи, то есть в том, что в Восмеричном Пути является восьмым элементом – самма самадхи, Гармоничной Собранностью Ума.

При этом в процессе практики медитации сам объект медитации постепенно меняется, поскольку мы становимся способны воспринимать всё более тонкие его аспекты.

Сосредоточение и собранность ума
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *