Вопрос. Насколько буддизм согласуется с христианством и исламом? Нужно ли, чтобы все были буддистами?

Ответ. Прежде всего – я не религиовед, чтобы вполне компетентно ответить на этот вопрос. Поэтому ниже будет приведено моё личное мнение.

Вопрос этот на самом деле очень сложный. Прежде всего необходимо уточнить, что мы будем считать буддизмом, христианством и исламом, какие составляющие сравнивать. В качестве мировых религий все три, на мой взгляд, различаются не сильно, поскольку религия как социальное явление выполняет в обществе определённые функции, и формы религий в различных обществах конвергентно схожи между собой. Отличие буддизма в этом смысле, пожалуй, состоит в том, что в нём несколько более определённо и твёрдо оговорен отказ от насилия и догматизма.

Нравственная составляющая внешне, в целом, тоже довольно сходна, хотя и проистекает из разных предпосылок. И опять же, в буддистской нравственности более однозначно прописан отказ от насилия, и она в целом более, так сказать, универсальна. Настолько, что буддистский нравственный кодекс вполне может принять и человек совершенно далёкий от каких бы то ни было религий.

В плане практики уже начинаются заметные различия. Практика в христианстве и исламе базируется на символе веры этих религий, в буддизме же подход более практический.

Что же касается доктринальной части и вытекающей из неё глубокой практики, то здесь начинаются радикальные различия. Христианство и ислам базируются на вере в существование Бога, и всё дальнейшее, так сказать, здание этих религий строится на этой вере. В буддизме же этой веры нет. Более того, крайняя убеждённость в таких взглядах просто несовместима с буддистским учением, поскольку является вовлечённостью во взгляды, а это приводит к страстному желанию, а значит и к страданию.

Тем не менее, настолько, насколько христианство или ислам делают упор не на вере, а на любви, милосердии и очищении сознания, настолько они идут в том же направлении, что и буддизм.

Нужно ли, чтобы все были буддистами?.. Кому нужно? Зачем нужно? Мне кажется, было бы замечательно, если бы люди пришли к осознанию первостепенной и универсальной ценности базовых нравственных императивов. Ещё более замечательно было бы, если плюс к этому человечество включило бы в список своих приоритетов культивирование доброты, скромности в потребностях, душевного спокойствия. И было бы совсем хорошо, если бы плюс к этому люди осознали важность ясного, трезвого, грамотного мышления.

Буддизм и другие религии
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *