Вопрос. Сутта АН 8.51 вызывает ощущение, что Будде не чужды были предрассудки относительно женщин, по крайней мере с точки зрения феминизма это явный сексизм и дискриминация. Так ли это, на ваш взгляд?

Ответ. Тут я могу лишь высказать своё мнение, поскольку, к сожалению, самого Будду никто не спросил, почему он высказался о женщинах именно так:

«Ананда, если женщины не имеют возможность принять монашество в Учении и Дисциплине, провозглашённых Татхагатой, то святая жизнь длится долго. Учение сохраняется без искажений тысячу лет. Но, Ананда, поскольку женщины всё же получили возможность принять монашество в Учении и Дисциплине, провозглашённых Татхагатой, то святая жизнь не продлится долго. Учение сохранится без искажений лишь пятьсот лет.

Подобно тому, Ананда, как бродячие грабители с лёгкостью нападают на те семьи, в которых много женщин и мало мужчин, точно так же, в любом Учении и Дисциплине, где женщины имеют возможность принять монашество, святая жизнь не продлится долго.

Подобно тому, Ананда, как если рисовое поле заражается болезнью, называемой «белые кости», оно не служит долго, то точно так же, в любом Учении и Дисциплине, где женщины имеют возможность принять монашество, святая жизнь не продлится долго.

Подобно тому, Ананда, как если поле сахарного тростника заражается болезнью, называемой «красная ржа», оно не служит долго, то точно так же, в любом Учении и Дисциплине, где женщины имеют возможность принять монашество, святая жизнь не продлится долго.

Подобно тому, Ананда, как человек строит дамбу вокруг большого водохранилища в качестве меры предосторожности, чтобы вода в паводок не перелилась через край, то точно так же, в качестве меры предосторожности я предписал монахиням соблюдать восемь принципов уважения, которые каждая монахиня должна соблюдать до конца жизни».

Восемь принципов уважения, напомню, это:

(1) Монахиня, даже если она приняла монашество и сотню лет назад, должна кланяться монаху, который получил посвящение сегодня. Она должна вставать перед ним, почтительно приветствовать его сложенными ладонями, вести себя уважительно по отношению к нему. Этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(2) Монахиня не должна встречать сезон дождей там, где нет монахов. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(3) Каждые полмесяца монахиня должна просить Сангху монахов о двух вещах: о проведении процедуры покаяния, и о том, чтобы какой-либо монах пришёл дать наставления монахиням. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(4) После окончания сезона дождей монахиня должна просить и у общины монахов, и у общины монахинь, чтобы ей сделали замечания в отношении чего-либо увиденного, услышанного, или подозреваемого. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(5) Монахиня, совершившая серьёзный проступок, должна в течение половины месяца проходить наказание и у общины монахов, и общины монахинь. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(6) Послушница, завершившая двухлетнюю тренировку в шести принципах, должна просить разрешения на получение высшего посвящения в монахини и у общины монахов, и у общины монахинь. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(7) Монахиня никоим образом не должна оскорблять или ругать монаха. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

(8) Начиная с этого момента, Ананда, монахиням запрещено делать замечания монахам, но монахам не запрещено делать замечания монахиням. И этот принцип следует уважать, чтить, ценить и почитать, и каждая монахиня должна соблюдать его до конца жизни.

И вот на протяжении всей Суттанты мы видим, что Будде были совершенно чужды разного рода предрассудки, а тут вдруг коса нашла на камень? Как же так?

Представим себе, что тренер сборной по баскетболу, осматривая кандидатов в сборную, отсеивает всех, кто ниже определённого роста. Можно ли назвать это дискриминацией со стороны тренера, чем-то вроде «хейтизма» (от слова height — рост)? Мне кажется, вряд ли. Ведь тренер не говорит, что низкорослые люди это люди второго сорта. Он лишь говорит, что для задач, стоящих перед сборной, низкорослые люди подходят в меньшей степени, чем высокие.

Судя по всему, сообщество монахов, по мысли Будды, должно было служить, прежде всего, для сохранения Учения в неизменном виде как можно дольше. Об этом, собственно, он и говорит в сутте.

Далее. Женщины, прошу прощения, отличаются от мужчин. У женщин и у мужчин есть свои особенности. Видимо, Будда считал, что особенности, свойственные женщинам, делают их в целом менее подходящими людьми в деле сохранения Учения в неизменном виде. Если посмотреть на те ограничения, которые он наложил на монахинь, пытаясь уменьшить ущерб для Сангхи, можно предположить, что главной проблемой он считал склонность женщин игнорировать субординацию, ставить свои эмоции и желания впереди соображений пользы общего дела (и сама Махападжапати, кстати, демонстрирует это в данной сутте).

Сказал ли Будда, что это недостаток? Нет. Например, то, что женщина физически слабее мужчины это не недостаток, а особенность. В первой аналогии Будда использует именно этот пример, и это не случайно, как мне кажется. Он имеет в виду, что вышеупомянутая склонность женщин тоже, в целом, является не недостатком, но особенностью. Но эта особенность не позволяет им эффективно «защищать дом от грабителей», или, скажем, позволяет, но менее эффективно в сравнении с мужчинами. Дальнейшими аналогиями он, фактически, говорит, что значительное присутствие и влияние женщин в системе, предназначенной для сохранения Учения и Дисциплины, начинает разрушать саму эту систему. При этом, заметим, систему эту он рассматривает сугубо функционально, не абсолютизируя её ценность, но и не принижая. У рисового поля есть свои функции, они важны, но это не нечто, имеющее самодовлеющую ценность.

Прав ли был Будда? Это пусть каждый решает сам. Но факт остаётся фактом — он, судя по всему, полагал именно так.

Будда и феминизм
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *