Вопрос. В чём отличия между 4 брахмавихарами и первыми 4 джханами? А то по описаниям они очень похожи, а как их различать в практике? Брахмавихары мы ведь можем вызывать в себе намеренно, а в джханы входим только когда они этого сами хотят.

Ответ. Говоря языком формальной логики, брахмавихары и джханы это два частично пересекающихся множества.

Напрямую они связаны только если мы практикуем метта-бхавану, которую точнее было бы назвать брахмавихара-бхавана, поскольку в ней мы проходим через все четыре брахмавихары, а не только через первую – метту.

«Сухие» джханы человек проходит в, скажем, медитации с опорой на дыхание. Например, первая джхана характеризуется ясностью ума, как бы светящейся радостью, ощущением блаженства в теле.

Метта (любящая доброта) это пожелание или направление благодати другим существам. Её мы можем практиковать вне джхан, и так оно и происходит поначалу в ходе брахмавихара-бхаваны. В какой-то момент в ходе этой практики нас посещает ощущение особой, независящей от нашей воли, светящейся радости и блаженства в теле. Потом это ощущение переходит к более спокойному состоянию. Это первая-вторая джханы. Мы вошли в них через метту, но метта была и до них.

Если бы мы, практикуя «сухие» джханы, войдя в первую джхану, стали благословлять живых существ из этого блаженства – мы бы практиковали метту в первой джхане.

С другой стороны, брахмавихары всё же связаны с джханами*. Метта, по мере практики, достаточно легко вводит нас в первую, вторую, третью и четвёртую джханы, например.

Каруна-милосердие, вторая брахмавихара, это более мягкое, нежели метта, чувство. Её особенность в том, что она не направлена к конкретным объектам. Это ощущение, что мы сами просто становимся источником благодати, как свеча является источником света и тепла, которые не адресованы никакому конкретному объекту, но любой «объект» может получить этот свет и это тепло. Каруна, опять же, может испытываться вне джхан, но в своём пределе доводит нас до Сферы Бесконечного Пространства в силу своей всенаправленности.

Мудита-восприимчивая радость, третья брахмавихара, это чувство тонкой радости, разлитой в пространстве. Когда мы практикуем мудиту, непроизвольно появляется улыбка. В джханах мы можем через эту брахмавихару дойти до Сферы Бесконечного Ума. Почему? Потому что именно здесь мы начинаем ощущать, что всё пронизано радостью, то есть чувством, качеством ума. Это приводит к осознанию, что ум – во всём. Если это происходит в медитации, физические явления уходят из сферы нашего восприятия.

Упеккха-спокойствие, четвёртая брахмавихара, это ощущение глубокого внутреннего покоя, равновесия. В медитации через эту брахмавихару мы входим в Сферу Отсутствия Всего, где нас перестают посещать какие бы то ни было мысли о «бренном мире». Ум очень спокоен. Но мы можем испытывать эту брахмавихару, как и все другие, и вне джхан. Это ощущается как глубокий покой, сопровождающий нас, что бы мы ни делали в жизни.

Брахмавихары хороши ещё тем, что они могут дать нам преимущества джхан (хоть, без джхан, и в несколько более «разбавленном» виде), но при этом более доступны.

Напоследок надо сказать, что тезис о том, что в джханы мы входим только когда они этого сами хотят, хоть и в целом верный, но тут надо иметь в виду, что с практикой мы всё более отчётливо начинаем понимать, при каких условиях наступают джханы. Создавая эти условия, мы, по сути, приобретаем способность входить в джханы как бы по своей воле. Это хитрый процесс: мы не вызываем джханы напрямую – это невозможно. Но мы создаём условия, при которых они с высокой вероятностью возникают. Причём одним из таких условий является отсутствие желания войти в джхану. Для практикующих брахмавихара-бхавану вхождение в джханы осуществляется в связи с брахмавихарами. Это сильно облегчает процесс.

Брахмавихары и джханы
Метки:    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *