Вопрос. Необходима ли вера в то, что называют «буддийской космологией»? То есть обязательно ли придерживаться мнения о реальном существовании шести миров именно в том виде, как это описывается в некоторых текстах? Или, в общем-то, возможно восприятие этого как неких архетипов, состояний, возможных и в настоящем существовании?

Ответ. (В данном случае правильнее пользоваться термином «космография», а не «космология».)

Дело в том, что речь здесь идёт не о вере, а о трактовке нашего опыта.

Во времена Будды мир воспринимался иначе, чем сейчас. Для нас сейчас существует некая «объективная реальность», а всё остальное – это фантазии, галлюцинации и сновидения, которые «не реальны».

Для людей же во времена Будды «физическая реальность» была не более и не менее реальна, чем те архетипические райские или адские миры, которые мы посещаем в сновидениях или видениях. Вот есть этот мир, воспринимаемый с помощью физических органов чувств, обладающий такими-то свойствами, а есть другой (третий, пятый, сотый) мир, воспринимаемый так-то, обладающий иными свойствами.

После смерти сознание может переродиться в ином мире – адском или райском. В каком-то смысле это будет своего рода сновидение, но это лишь одна из возможных точек зрения.

Более того, в более мягком варианте мы постоянно оказываемся то в одном мире, то в другом, и каждое существо живёт в своём мире. Например, кошка воспринимает мир радикально иначе, чем мы. Живу ли я с этой кошкой в одном мире? Если да, то почему? Что такое один мир? Что такое разные миры? Есть ли вообще ответы на эти вопросы и есть ли смысл задаваться этими вопросами?

Но что там кошка. Несколько человек идут по одной и той же улице. Один человек пребывает во внутренней агонии, и эта улица для него – ад. Другому скучно, и эта улица для него – нечто плоское и неинтересное. Третий пребывает в любящей доброте, и эта же улица для него – райский мир.

Все эти миры – архетипические, поскольку встречаются у разных людей независимо друг от друга; их можно выстроить в определённую систему, и в результате получается космология или, скорее, космография. Этой темы я также касался в этой записи.

И тем не менее нет никакой необходимости для человека, идущего путём Будды, придерживаться именно такой трактовки (мелким текстом ехидно замечу: скорее всего, он и так к ней придёт со временем). Учение Будды как таковое – это Четыре Истины Благородных. Ни о какой космологии или космографии в нём не упоминается. Учение о Зависимом Возникновении тоже может трактоваться без использования этих картинок (так, собственно, в основном и делают в Суттаваде).

Вера в буддистскую космографию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *