Вопрос. Получается, что всё учение Будды построено на вере в перерождения. Ведь если я живу лишь один раз, и после смерти мозга останется разве что мой геном, да и то отчасти, в моих детях, а также те следы, которые я оставил своими действиями в этом мире, то получается, что самый простой и прямой путь к избавлению от страдания – это смерть. То есть если вычесть веру в перерождения, учение Будды должно было бы превратиться в инструкцию по суициду*. Это так?

Ответ. Если уж и есть в учении Будды какая-либо вера, то скорее – вера в Ниббану как в состояние, свободное от помрачений, а значит и от страдания. Но Ниббана, кажется, представляет собой нечто большее, поскольку в суттах ей даются не только отрицательные характеристики. Например, в суттах Ниббана регулярно называется Бессмертным, а также, время от времени — «дхату», то есть элементом. В свете этого выходит, что путь к Ниббане это путь не к вечной смерти, а скорее к чему-то противоположному.

То есть я бы сказал, что сущностным компонентом в учении Будды является отнюдь не вера в перерождения (недаром в Четырёх Благородных Истинах ничего про перерождения не говорится), а именно Ниббана, то есть – Третья Благородная Истина, истина о прекращении страдания.

Но особенность учения Будды в том, что даже в Ниббану верить не нужно, точнее – достаточно верить немногим больше, чем необходимо верить в то, что если мы бросим камень, он упадёт. Иными словами, в третьей истине легко убедиться, применив Правильное Усилие.

Итак, если человек действительно верит в то, что после смерти поток сознания окончательно прерывается**, то у него два варианта:

  1. Покончить с собой, поскольку, такой выход в свете данной веры действительно будет вполне логичен.
  2. Раз уж он остаётся здесь жить пока, имеет смысл посмотреть, как сделать жизнь свою и других людей хотя бы чуть-чуть более счастливой и мирной. А там, глядишь, и до Ниббаны сподобитесь добраться. А опыт Ниббаны не настолько далёк, как это может показаться.

__________________________________

*Более того, некоторые буддисты, даже веруя в перерождения, считают целью Дхаммы именно совершенное самоубийство, такое, чтобы уж даже и не переродиться… Но на самом такая трактовка буддизма восходит к православным миссионерам, которые таким образом пытались объяснить суть учения Будды.

**А это, строго говоря, именно вера, поскольку доказать это утверждение невозможно, и в то же время есть аргументы против него – например тот факт, что сознание не имеет жёсткой связи с мозгом: например, невозможно хирургическим путём с повторяемым результатом, скажем, сделать человека более нравственным.

Буддизм для атеиста
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *