Вопрос. Прочёл МН 100, Сангарава Сутту.

Не совсем понял последнюю часть:

«Брамин, когда кого-либо спрашивают: «Существуют ли боги?» – то, отвечает ли он: «Боги существуют», или же: «Насколько мне известно, считается, что [боги существуют]», – мудрый человек должен сделать однозначный вывод, что [в обоих случаях ответ означает одно и то же –] боги существуют».
«Но почему Господин Готама не ответил мне первым способом?»
«[Потому что] в мире действительно широко принято считать, брамин, что боги существуют».

Тут какая-то запутанная логика у Будды, видимо, привязанная к культурным нормам Индии.

Ответ. Насколько я понимаю, Будда в этом случае имел в виду вот что: с одной стороны есть такое явление, как восприятие богов (мистический опыт), но его интерпретация может быть разной. При этом сам Будда принципиально отказывался признавать какую бы то ни было интерпретацию истинной; его подход в этом плане был очень близок к тому, что был сформулирован более чем через два тысячелетия в феноменологии Гуссерля.

Так или иначе, вдаваться в такие подробности он, видимо, не посчитал возможным, поэтому ответил: «Да, боги существуют (как воспринимаемые явления), и принято считать, что они существуют «вообще»». Надо сказать, что, судя по реакции, его собеседник его прекрасно понял. Подкованный, видимо, был товарищ.

Штука в том, что точно так же Будда мог бы ответить на вопрос о любом другом воспринимаемом явлении. Например: «Существуют ли деревья?» — «Принято считать, что да, существуют». Есть комплекс восприятий, который мы привыкли обозначать как «дерево». Есть концепция «дерева вообще» и т.д. Сверх этого строгий феноменолог ничего сказать не может. В его устах ответы «принято считать, что существует» и «существует» идентичны.

Существуют ли боги?

Существуют ли боги?: 1 комментарий

  • 24.05.2018 в 09:11
    Постоянная ссылка

    Спасибо за этот точный комментарий! Вы хорошо показали, что Кант с концепцией трансцендентального разума (а за ним и феноменология Гуссерля), наконец-то добрались до того, что промыслили и познали в Индии несколько тысяч лет назад. «Существует ли прогресс?… — О да, несомненно. Принято считать, что он существует».

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *