Вопрос. «Сколько сидят другие, что переживают и т.д. – нас не касается. Поэтому такие разговоры не рекомендуются».

Из аудиозаписи: «Нельзя рассказывать о своих достижениях и о своём уровне…»

А как же это состыковать с: «Более того, в Самьютта Никае даже есть список мирян арахантов»?

Ответ. В текстах сутт Будда действительно периодически называет того или иного человека арахантом или анагами и т.д. Повторимся: Будда называет. Не сам человек себя называет. Будда.

Если Будда в той ситуации и в тех условиях посчитал возможным и полезным для вдохновения других обнародовать уровень какого-либо из своих учеников – он, очевидно, имел на то веские причины. Если, скажем, Бханте Вималарамси так сделает – он сделает это потому, что посчитает, что это действительно может принести другим пользу. Хотя я не слышал о таких случаях. Он тщательно избегает представлять такую информацию широкой общественности.

Если наставник говорит нескольким конкретным ученикам в частном разговоре: «Теперь вы можете между собой свободно общаться на тему практики», – это значит, что он видит, что эти ученики находятся на одном – и достаточно высоком – уровне и их общение будет им лишь на пользу. Такие случаи бывали, и благотворность общения в таких случаях действительно подтверждалась практически.

Но если подобные разговоры протекают без специальной санкции наставника, практика показывает, что они крайне вредны. Даже так: КРАЙНЕ.

Если мы рассказываем о своей практике, то другие люди воспринимают эти рассказы через призму своего опыта, то есть искажённо. Это приводит к неправильным представлениям о практике, попыткам примерить на свой опыт чужие лекала, что зачастую оказывается огромным препятствием в продвижении.

Если мы называем свою степень просветления, люди начинают смотреть на нас критически и искать противоречия этому утверждению. Это плохо влияет на их ум и рождает раздоры. Либо они начинают слепо верить, и тогда, если мы ошибаемся насчёт своей степени, это приносит людям огромный вред, поскольку в результате у них формируются неверные представления о просветлении. Не говоря уж о возникновении нездоровой соревновательности, которая в практике Пути категорически неуместна.

Вообще, заявления о своих достижениях, если эти заявления не соответствуют действительности, – это всегда кармически очень неблагоприятное действие, даже если мы уверены, что говорим правду. Хитрость тут ещё и в том, что полностью уверенным в достигнутой степени может быть лишь арахант с плодом. Полностью уверенным в степени просветления другого может быть лишь арахант с плодом.

В итоге мы имеем, что любое заявление о собственной степени просветления – это, скорее всего, свидетельство об обратном и что подобные обнародования и разговоры ведут лишь к профанации пути. Разговоры о личном опыте в практике без разрешения наставника, из каких бы благих побуждений они бы ни исходили, с высокой степенью вероятности принесут вред участникам.

Для учеников, в том, что касается Дхаммы и дисциплины, полезно обсуждение сутт, цитирование слов наставника и текстов по поводу тех или иных обсуждаемых ситуаций и вопросы наставнику. Если что-то непонятно – не надо искать ответа у другого ученика, даже если он кажется вам более продвинутым. Обратитесь к наставнику. Ваш вопрос поможет не только вам: отвечая на ваш вопрос, наставник тем самым отвечает на этот вопрос многим людям, у которых он возник. Вы помогаете всем им. Вот почему задавать вопросы (если они продиктованы не резонёрством, а искренним интересом) – это кармически очень благоприятное действие.

Списки арахантов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *